Эксперты спрогнозировали замедление на рынке автомобилей до 2028 года
Темпы роста российского авторынка будут снижаться в следующие четыре года, ожидают аналитики «Ромира» и Oks Labs. Согласно базовому сценарию, в 2024 году рынок автомобилей вырастет больше чем на 30%, а в 2028-м — только на 1%. Для его реализации необходимо снижение ключевой ставки ЦБ и развитие локализации китайских машин в России
Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году вырастут на треть в годовом выражении, но в следующие четыре года темпы роста будут стабильно снижаться. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на базовый сценарий развития авторынка в обзоре, подготовленном «Ромиром» и Oks Labs.
Согласно этому сценарию, в 2025 году темпы роста автопродаж сократятся вдвое относительно значения 2024 года и составят 16% (1,63 млн проданных машин), в 2026-м рынок вырастет на 6% (1,73 млн авто), в 2027-м — на 3,5% (1,79 млн авто), а в 2028-м — только на 1% (1,81 млн машин).
Впрочем, реализация базового сценария предполагает, что заложенные в бюджете 2024-2026 годов на программы льготного автокредитования и лизинга 96 млрд рублей будут израсходованы полностью, ключевая ставка ЦБ снизится и будет развиваться локализация китайских машин в России.
Пессимистичный сценарий, согласно обзору «Ромира» и Oks Labs, реализуется в случае ослабления рубля ниже прогнозов, роста ставки ЦБ выше прогнозов и снижения, отслеживаемого «Ромиром», индекса потребительской уверенности до значений 2022 года (-24,25 пункта). Он предполагает, что в текущем году рынок авто вырастет только на 4%, до 1,12 млн проданных машин, а через пять лет увеличится в 1,5 раза к 2024 году, до 1,51 млн авто.
Согласно оптимистичному прогнозу, продажи легковых машин в 2024 году вырастут на 42%, до 1,53 млн штук. В 2028 году продажи составят 1,91 млн штук. Это почти в 1,8 раза больше, чем в 2024-м. Но для этого необходимо увеличение финансирования мер господдержки и восстановление индекса потребительской уверенности до значений 2018 года (-11,75 пункта).
Текущая ситуация на авторынке воспринимается потребителями негативно, что может сдерживать его рост, указали авторы обзора. До 80% из 1600 опрошенных «Ромиром» автовладельцев считают, что сейчас «плохое время» для покупки автомобиля, и не планируют это делать в ближайшие полгода. 79% респондентов заявили о росте затрат на обслуживание автомобиля. Это толкает потенциальных покупателей выбирать более бюджетные машины или откладывать покупку, указали исследователи.
По их данным, более половины объема предложения новых машин в России приходится на китайские марки, однако они пока вызывают сомнения у потребителей. «Респонденты отмечают, что опыта эксплуатации даже известных в России китайских брендов недостаточно для того, чтобы принять решение о покупке, поскольку непонятно, как эти автомобили будут вести себя с течением времени», — рассказала старший директор по работе с клиентами «Ромира» Людмила Фукова. При этом стоимость машин из Китая при перепродаже будет очевидно ниже, чем у привычных россиянам иностранных брендов, указала она.