К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дело за малым: как создать новый рынок, добавив к мотоблоку два колеса и сиденье

Алексей Яковлев (Фото DR)
Алексей Яковлев (Фото DR)
В России миллионы владельцев загородной недвижимости нуждаются в простой и дешевой технике для обработки своих соток, перевозке небольших грузов и расчистке снега перед домом. Мотоблок для этого не очень удобен, а мини-трактор слишком дорог. Чувашский предприниматель Алексей Яковлев решил эту проблему, создав универсальное транспортное средство, которое способно и газон постричь, и картошку выкопать. В прошлом году предприятие Яковлева ТПК «Агромаш» произвело 2000 таких машин и заработало более 200 млн рублей выручки

Окончив школу в 2006 году, Алексей Яковлев отправился торговать на рынке родных Чебоксар садовыми инструментами и техникой. Параллельно учился в техникуме на автомеханика. В чем нуждается потребитель, он узнавал на собственном опыте. «Каждое лето проводил у бабушки в деревне. У нее было большое подсобное хозяйство — пять огородов. Работая там, я понял, какая автоматизация оптимальна для облегчения этого труда», — объясняет предприниматель.

Через 10 лет бизнес вырос с торговой точки на рынке до крупного магазина и оптовой базы по продаже техники для подсобных хозяйств. В 2016 году Яковлев решил наладить выпуск собственной разработки.

«Торгуя чужой техникой, мы ежедневно получали отзывы и рекламации пользователей, — рассказывает Яковлев. — В какой-то модели клиренс низкий, у другой отдельные элементы из слишком тонкого металла — под нагрузкой гнутся, ремень редуктора на жаре расплывается и трескается, надо его пошире сделать. И так далее. Мы все это переправляли производителям, надеясь, что технику доработают. Но почему-то они пожелания игнорировали». 

 

И тогда решили провести эти доработки своими силами. Начали с навесного оборудования — картофелесажалки и сенокосилки для одного из мини-тракторов. Заводская сенокосилка, например, не справлялась с высокой травой, забивалась. Попросили работавших в гаражах по соседству сварщиков сделать раму косилки побольше. Потом стали закупать небольшие партии навесного оборудования, переделывать их и дорабатывать, а затем продавать своим клиентам. В процессе организовался собственный сварочный цех и возникла идея создания доступного и простого в эксплуатации мини-трактора. 

«Наш клиент — это деревенский житель, но не фермер. Для огорода, который измеряется не гектарами, а сотками, нет смысла покупать дорогую производительную технику — достаточно чего-то совсем простого. Но при этом максимально дешевое, функциональное и подлежащее ремонту в домашних условиях», — объясняет Алексей Яковлев. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Серия против самоделок

Самый дешевый вариант для тяжелых работ — мотоблок. Двухколесный, сравнительно маломощный тягач, за которым нужно идти своими ногами и держать руками, как плуг. Все навесное оборудование у него крепится спереди. Прицепив тележку, на нем можно перевозить грузы. Но, например, подцепить сзади картофелесажалку уже не получится — функционал мотоблока по сравнению с трактором ограничен. По словам Яковлева, трактор — это в целом культовый предмет в селе, без которого деревенский житель чувствует себя неуютно. Однако мини-тракторы дороже мотоблока минимум в два раза, а если говорить о японских — в пять раз. Российские умельцы, не имея возможности купить готовую технику, сами изобретают универсальные мини-тракторы — переделывают из мотоблоков и старых мопедов. Интернет полон роликов с техникой от таких кулибиных. Яковлев решил делать серийные мини-тракторы по цене мотоблока, подкрепленные всем необходимым сервисом: навесным оборудованием, доставкой, гарантийным обслуживанием.

Первые разработки начали в гараже. «Собирал не лично, но видение будущего продукта и технические идеи были мои», — комментирует предприниматель. Вместо традиционного для всех тракторов тяжелого и дорогого дизельного двигателя выбрали бензиновый — популярную модель, которая стоит в мотоблоках, насосах, генераторных станциях и т. д. «Китайские дизельные двигатели в самом Китае работают нормально — там теплее, а у нас зимой с ними проблемы — очень долго заводятся, — объясняет Алексей Яковлев. — И ремонтировать их большая проблема. К нашему же бензиновому двигателю запчасти продаются на каждом шагу. А отремонтировать его можно в домашних условиях». 

Мини-трактор «Агромаш МТ-110»

Благодаря легкому двигателю, двум ступеням вместо шести в коробке передач и уменьшению габаритов удалось заметно снизить стоимость мини-трактора по сравнению с конкурентами. Первые опытные экземпляры были проданы для тестирования знакомым, которых затем опросили и внесли по их советам в технику исправления. Бренд «Агромаш» был зарегистрирован в 2016 году, для запуска мини-трактора в серию закупили необходимое оборудование и станки, потратив на это 30 млн рублей, взятых в кредит. В развитие вкладывали уже собственные деньги. По словам Алексея Яковлева, на сегодня общий объем инвестиций в предприятие составил более 100 млн рублей.

 

Двигатели для мини-тракторов закупаются в Китае, а несущую конструкцию, электрику, отдельные элементы трансмиссии и 15 видов навесного оборудования на «Агромаше» делают сами. В 2018–2019 годах выпуск мини-тракторов «Агромаш» составлял по 100 штук в год. В 2021 году — уже около 1000 штук, следующие два года объем выпуска увеличивался ровно на 1000 мини-тракторов в год. В 2024 году, по планам, производство увеличится на 50–70%.

Мини-трактор «Агромаш МТ-110» в стандартной комплектации сейчас стоит 138 900 рублей. «Мы создали новый класс тракторов, — рассказывает Алексей Яковлев. — Если проводить аналогию с автомобилями, то трактор можно отнести к категории «КамАЗ», стандартный мини-трактор — это «Газель», а наш мини-трактор — в классе фургончика Largus. В Китае нечто похожее есть, но нам они это не поставляют. И в России серийно технику такого формата больше никто не выпускает».    

От огорода в ЖКХ  

«МТ-110» можно доукомплектовать тележкой грузоподъемностью до 400 кг и навесить на него множество устройств — косилку, снегоуборочную приставку, плуг, картофелекопалку и пр. «Наша техника продается в Казахстане, Белоруссии, других странах СНГ, но 90% продаж, конечно, по России, — комментирует Яковлев. — У нас налажен гарантийный сервис в разных городах — в случае поломки можем оперативно починить или заменить деталь. Это существенное преимущество перед иностранными поставщиками. Например, задержка поставки детали на месяц, что для импортной техники не редкость, в сезон может привести к потере урожая».

В России мини-тракторы производят несколько предприятий. Например, «Уралец» в Челябинской области или «Чувашпиллер» и «Русич» в тех же Чебоксарах. Но техника от этих производителей сложнее, тяжелее и дороже.

По словам Дмитрия Дубровина, заместителя директора ООО «Трактор«, цены на выпускаемые компанией мини-тракторы «Уралец» начинаются от 570 000 рублей. «Мы находимся совершенно в другой категории — нашим мини-трактором можно обрабатывать до 10 га. И хоть он идет с приставкой мини, попадает в категорию техники, подлежащей государственной регистрации в Гостехнадзоре. А для управления нужны соответствующие права, — комментирует он. — Мини-трактор от «Агромаша» стоит значительно дешевле, но подходит только для малых садовых работ и находится в другом тяговом классе. Зато его не надо регистрировать. И права на управление не требуются». 

 

Александр Нардин вместе с женой ведут YouTube-канал о сельской жизни «СашаЛера». Мини-трактор «МТ-110» от «Агромаша» они купили в 2022 году, сейчас эксплуатируют машину уже третий сезон. Обрабатывают огород, зимой чистят снег. «Покупали, когда он стоил еще 105 000 рублей, — тогда это был самый дешевый вариант, да и сейчас, видимо, тоже. По сути, это мотоблок на четырех колесах с сиденьем, — рассказывает Александр. — Очень им доволен. Для наших пяти соток вполне достаточно. Да, думаю, и для 20 тоже хватит».

По мнению Григория Сергеева, владельца сети магазинов мототехники в Казани, Алексей Яковлев предложил рынку действительно уникальный продукт, аналогов которому нет. «Агромашу» удалось создать и наладить массовый выпуск мотоблока в форме трактора, — объясняет Григорий Сергеев. — Народу этот вариант очень понравился — у нас продажи этой техники постоянно растут». 

«МТ-110» весит 180 кг, машины конкурентов — от 400 кг. «В СССР вот такие мотоблоки на четырех колесах делали в Кургане. У китайцев должно быть что-то подобное, но на российском рынке не представлено, — добавляет Сергеев. — Так что аналогов «Агромашу» реально нет. Ближайшие конкуренты — это уже мини-тракторы от 250 000 рублей». 

Свои идеи и разработки Алексей Яковлев собирается перенести и в другие сферы. «Сейчас разрабатываем модель мини-трактора в сегменте малой коммунальной техники, — делится он планами. — Собираемся с этим выйти на рынок Белоруссии».  

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+