Менее четверти компаний в России оценивают свое положение позитивно
Российский бизнес стал чаще негативно оценивать свое положение, выяснили аналитики HeadHunter. В апреле — мае 2024 года ресурс провел опрос 1200 представителей (СЕО, HR-менеджеров и руководителей) компаний ключевых сфер бизнеса со всей страны, с результатами опроса ознакомился Forbes. В одном из пунктов участникам предлагалось оценить положение своей компании как позитивное, негативное или стабильное.
В первом полугодии 2024-го лишь 23% опрошенных оценивают положение своих компаний позитивно, в конце 2023 года таких было 38%. Более чем в два раза выросла доля ответов, содержащих негативную оценку: с 10% в конце 2023-го до 23% в первом полугодии 2024-го. Порядка 49% опрошенных оценивают положение своих компаний как стабильное.
В разрезе по отраслям выше всего доля позитивно оценивающих положение своего бизнеса среди IT-компаний (33%), в финансовом секторе (31%) и FMCG (29%). Чаще остальных как негативное свое положение оценивали компании из сферы ретейла (30%), HoReCa (29%), предприятия по добыче и переработке сырья (27%), то есть бизнес, работающий в отраслях, которые связаны с массовым наймом линейного и рабочего персонала.
Фундаментальной проблемой в 2024 году остается дефицит кадров: 88% респондентов, опрошенных HH в первой половине 2024 года, абсолютно согласны или скорее согласны с этим (в 2023 году таких было 84%).
«Важно, что доля руководителей, оценивающих положение своей компании как стабильное, превалирует по всем отраслям бизнеса и составляет 40% и выше, — подчеркивает главный эксперт HeadHunter по рынку труда и руководитель направления клиентской эффективности компании Наталья Данина. — Пессимизм более всего характерен для отраслей, привлекающих рабочий и производственный персонал, то есть самый дефицитный. Каждая пятая вакансия на рынке труда приходится на рабочий персонал. Основную долю вакансий, как и прежде, представляют сферы продаж, обслуживания клиентов, производства и сервиса (каждая шестая вакансия), строительства и недвижимости, транспорта, логистики, перевозок и розничной торговли. В большинстве этих профессиональных групп дефицит кадров ощутим сильнее всего, поскольку спрос на работников в разы превышает предложение».
Количество активных резюме на одну вакансию, или hh.индекс, в сфере розничной торговли составляет всего 1,1, в автомобильном бизнесе — 2,2, в сфере рабочего персонала — 2,4, в производственном персонале — 2,8, в транспортной сфере — 3,3, в туризме, ресторанном и гостиничном бизнесе, строительстве и недвижимости — 3,1.
Среди внутренних (корпоративных) причин дефицита кадров основной по-прежнему считается неконкурентный уровень зарплат (такое мнение высказала половина опрошенных руководителей подразделений, HRD, HR-менеджеров и почти каждый третий СЕО). Наиболее остро вопрос с неконкурентными зарплатами стоит в отраслях финансы, IT, B2B-услуги, продукты питания, HoReCa и FMCG.
В топ-3 главных внешних причин дефицита кадров, по мнению руководителей компаний, входят: внешние события и общая геополитическая напряженность — 62%, отсутствие специалистов с требуемыми навыками — 57% и демография — 52%.
Дефицит кадров отразился на сроках найма. Об их увеличении в 2024 году заявили 68% опрошенных. Особенно это заметно у крупных компаний со штатом от 500 до 1000 сотрудников (73%). Чаще других на увеличение сроков найма жаловались в строительных компаниях, на производствах продуктов питания, в розничной торговле и на предприятиях по добыче и переработке ископаемых. Тем не менее, 52% респондентов ожидают увеличения численности персонала до конца этого года, особенно предприятия малого бизнеса (60%) и IT-сферы (62%).
Чтобы минимизировать влияние внешних факторов дефицита кадров на работу с персоналом в компании, работодатели готовы увеличить бюджет на ФОТ, работать с производительностью труда и больше инвестировать в обучение, переквалификацию своих текущих сотрудников, следует из исследования HeadHunter. Причем 58% компаний уже повысили зарплату сотрудникам в 2024 году, а 54% планируют дополнительно увеличить оклады до конца года.