Экс-главу «Автодора» приговорили к 12 годам за злоупотребления при строительстве ЦКАД
Суд приговорил бывшего главу «Автодора» Кельбаха к 12 годам колонии по делу о злоупотреблении полномочиями при строительстве ЦКАД. Суд также взыскал с Кельбаха в пользу Минтранса 2 млрд рублей в счет погашения ущерба
Тверской суд Москвы приговорил бывшего главу «Автодора» Сергея Кельбаха к 12 годам колонии общего режима по делу о злоупотреблении полномочиями при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области, сообщил корреспондент ТАСС из зала суда. Гособвинение просило для Кельбаха 14 лет лишения свободы.
Суд также взыскал с Кельбаха в пользу Минтранса 1,954 млрд рублей в счет погашения ущерба. Судья отметила, что обеспечительный арест, наложенный на автомобили и банковские счета экс-чиновника, сохраняется.
Кельбах, находившийся в ходе процесса под домашним арестом, был взят под стражу в зале суда.
В октябре 2018 года Владимир Путин поручил Счетной палате, Генпрокуратуре и Следственному комитету разобраться со срывом пуска первого участка ЦКАД и увеличением стоимости ее строительства с 300 млрд до 313 млрд рублей. Заказчиком строительства ЦКАД со стороны государства был «Автодор». Главу компании Кельбаха задержали в октябре 2021 года по обвинению в злоупотреблениях полномочиями при строительстве первой очереди ЦКАД в 2014–2018 годах.
По версии следствия, на которую ссылался «Коммерсантъ», действия Кельбаха привели не только к нарушению сроков строительства дороги, но и к «многомиллиардному увеличению общего объема финансирования» проекта. По данным СК, в 2015 году Кельбах согласовал незаконную оплату ООО «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию на 3,9 млн рублей в Газпромбанке, а в 2017 году — неправомерное предоставление дополнительного аванса АО «Крокус Интернешнл», возглавляемому Арасом Агаларовым, на 2 млрд рублей. В 2015 году компания Агаларова сменила прежнего подрядчика «Стройгазконсалтинг», который за год после выигрыша тендера так ничего и не построил. На строительство, содержание и ремонт первого участка ЦКАД между Минским шоссе и трассой М4 «Дон» протяженностью 49 км «Крокус Интернешнл» было выделено в общей сложности 48 млрд рублей. Как полагает СК, в обоих случаях подрядчики расходовали эти средства не по целевому назначению.
Также, по версии следователей, Кельбах необоснованно принял и оплатил ОАО «Союздорпроект» выполненную, но не предусмотренную федеральной программой разработку документации по планировке территории строительства пускового комплекса №2 ЦКАД. Общий ущерб от действий обвиняемого следствие оценивает более чем в 2 млрд рублей. Преступления, по мнению СК, Кельбах совершил из соображений карьерного роста и получения премий.
Адвокат Кельбаха настаивал, что его подзащитный не мог единолично принимать решения по строительству, а деньги в рамках спорных сделок распределялись уже после его увольнения из «Автодора». На момент возбуждения уголовного дела в 2019 году Кельбах уже уволился из госкомпании и был советником гендиректора РЖД Олега Белозерова по инвестиционным вопросам.