Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны
Средняя температура июля в Сургуте — +18 °C, среднегодовая — -2 °C. Во второй половине марта в Москве было уже +5 °C, а в Сургуте — -20 °C. «Как человек с незаконченным ветеринарным образованием, замечу, что для приматов, к коим относятся и люди, жить в таком климате неестественно. А для привыкших к солнцу южных народов это просто удар по здоровью», — комментирует местные условия жизни Александр Захаркин, лидер независимого сургутского профсоюза «Профсвобода». Сургут заложен как острог еще в 1594 году, в XIX веке он был уже городом, куда отправляли в ссылку декабристов, народовольцев и прочих революционеров. Советская власть понизила статус Сургута до села: до 1950-х из серьезных предприятий тут был только леспромхоз да эвакуированная из Одессы рыбоконсервная фабрика.
Все изменил Фарман Салманов. Имя этого человека носят городской аэропорт, улица, гимназия, самолет сургутской авиакомпании «ЮТэйр». Будучи уверенным, что нефть и газ имеет смысл искать именно в Среднем Приобье и Надым-Тазовском междуречье, он самовольно в 1957 году перевез сюда из Кузбасса свою геологическую партию. А чтобы начальство не действовало на нервы, отключил радиосвязь. Работать на новом месте ему в итоге позволили, но под личную ответственность: если бы нефть не нашли, Салманова судили бы за самоуправство. Но все получилось, как спел позже про эту историю Владимир Высоцкий: «И бил фонтан и рассыпался искрами. При свете их я Бога увидал: по пояс голый, он с двумя канистрами холодный душ из нефти принимал». В 1961 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев получил телеграмму: «Я нашел нефть. Вот так. Салманов».
«Это не байка, так все и было, — уверяет корреcпондента Forbes лично знакомая с Салмановым администратор некогда ведомственной гостиницы «Геолог» Антонина Чуприна. — Вы остановились в 10-м номере, а Салманов обычно жил в девятом».
Уверенный город
В 1964 году было создано нефтепромысловое управление «Сургутнефть», а еще через год рабочему поселку Сургут вернули статус города. Начиная с 1990-х в массовой культуре сибирские нефтяники представляются гуляющими на корпоративах на Кипре, скупающими чемоданами галстуки в Милане и целыми кварталами — элитные квартиры в Москве и Лондоне. Даже рядовые работяги на буровой до сих пор воспринимаются как люди очень обеспеченные. А потому приезжающий в Сургут ожидает увидеть русский Дубай в Сибири. Гостей город встречает яркой художественной подсветкой ведущей из аэропорта трассы. Как будто подсказывая: «Да, ты приехал в богатый город». «Идею подсказки вы уловили, — комментирует в интервью Forbes глава города Андрей Филатов, по инициативе которого в 2022 году появилась подсветка. — Но не только богатый, а сильный, уверенный город». С последним не поспоришь. В 2015 году институт «Урбаника» признал Сургут самым благоприятным для жизни городом России. В 2023 году Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации назвал его лучшим городом российского Севера, а в рейтинге Forbes «Лучшие города для бизнеса» Сургут занял 13-е место.
В столице ХМАО-Югры Ханты-Мансийске 111 000 жителей, в Нижневартовске — 281 000. Сургут де-факто главный город округа, за последние 10 лет его население выросло на треть, достигнув 420 000 человек. «У нас и естественный прирост — рождаемость превышает смертность, и миграционный: в 2023 году уехали 12 000, а прибыли 23 000», — рассказывает Филатов.
На 1000 жителей здесь приходится 464 автомобиля, больше только во Владивостоке. На окраинах города можно заметить павильоны дилерских центров с еще сохранившимися логотипами западных и восточных автогигантов. «На начало 2022 года здесь работали дилерские автосалоны всех представленных в стране брендов. Кроме разве что совсем особых, вроде Rolls-Royce и Maserati, — отмечает заместитель директора авторемонтной компании «Новотех» Сергей Журавлев. — Думаю, для сибирского города с населением 420 000 это уникально».
По словам Андрея Филатова, средняя зарплата горожан составляет 104 000 рублей, у занятых непосредственно в нефтянке — более 120 000 рублей. Для сравнения: в Москве средняя зарплата сейчас 81 763 рубля, на Чукотке — 99 100 рублей. «Зарплаты персонала тут подтягиваются к общим доходам в городе, — говорит управляющий одного из развлекательных центров города. — Если в Екатеринбурге ставка уборщицы 40 000 рублей, то у нас 70 000 рублей».
Дубайских небоскребов в Сургуте нет, но город в целом выглядит современно из-за множества новостроек. «Мы избавились от всех бараков. Осталось снести всего 60 аварийных домов. Сделаем это в первом полугодии 2024 года. За прошлый год ввели 200 000 кв. м нового жилья. Наш город любят девелоперы. У нас, например, работает федеральный застройщик «Брусника», — рассказывает Андрей Филатов. — В городе жить действительно комфортно. Никаких проблем с медициной, тут хорошие медцентры. Школ, правда, не хватает — детей-то прибавляется. Но мы над этим работаем».
В театре, в небе, на песке
Как говорит Андрей Филатов: «Сургут — это благодаря нефти, но не только про нефть». Наверное, что-то здесь должно быть такое, чего не могут себе позволить в других местах. «Да ничего такого особенного назвать не могу, для нас же все привычно», — говорит глава города.
Но приезжих есть чем удивить. Аквапарком, например, и всесезонным комплексом пляжных видов спорта «Малибу» — с площадками с подогреваемым песком для игр в пляжный футбол, волейбол и т. д. «Мы завезли сюда 612 т специально очищенного кварцевого песка», — гордится масштабом выполненных работ управляющий комплексом Герман Королев.
Поражает масштаб и Дворца искусств, который построил «Сургутнефтегаз». На его открытии в 2016 году глава компании Владимир Богданов растроганно вспоминал годы, когда в Москве не мог найти лишний билетик в театр и верил, что настанет время и каждый нефтяник сможет запросто пойти на театральную премьеру или концерт у себя дома. «Сургут мы строили и благоустраиваем для своих детей и внуков. С открытием Дворца искусств перед городом и округом открываются новые возможности. Пятидесяти тысяч квадратных метров (это дюжина футбольных полей) хватит не только для спектаклей и выставок, но и для технических конференций, научных симпозиумов, форумов, здесь молодежь будет заниматься наукой», — заверил Богданов горожан.
На открытии дворца министр энергетики России Александр Новак рассказал об успехах «Сургутнефтегаза» и похвалил его руководство, которое направило в социальную сферу за 10 лет свыше 100 млрд рублей. «И это действительно очень важно, поскольку вложения дают свою отдачу», — заявил министр. В 2022 году «Сургутнефтегаз» потратил на содержание дворца 1,2 млрд, в 2023-м — 1,22 млрд рублей.
Еще одна достопримечательность города — «сургутский Биг-Бен». Немного уменьшенная копия знаменитой лондонской башни с часами — часть трехэтажного здания, фасад которого также копирует стену Вестминстерского аббатства. Это Сургутская школа изучения иностранных языков.
Построил ее в 2004 году бывший владелец «Сургутстройтреста», депутат городской Думы Евгений Барсов. Эта история напоминает анекдот про богатых родителей, которые купили сыну электричку, чтобы он ездил «как все». «Сын рос, я хотел, чтобы он начал учить английский. Да и я вместе с ним тоже. Ну вот в процессе погружения в тему как-то и само вышло», — рассказывает корреспонденту Forbes Евгений Барсов. Преподают в школе носители языка, директором до событий 2022 года был англичанин. Судя по общему стилю, золоченым вензелям на бордовой обивке скамеек, привезенным из Англии картинам, кафе в формате английского паба, на мелочах тут не экономили. «Заменить уже, наверное, надо?» — кивает Барсов на висящий при входе в массивной раме портрет покойных королевы Елизаветы II и ее мужа Филиппа. На вопрос, сколько вложено в учебный проект, он только пожимает плечами. «Для себя же строили, смету не считал», — поясняет Барсов.
Его сыну Ивану уже 25 лет, английский он давно выучил. А сейчас руководит авиаклубом — единственной в России женской спортивной пилотажной группой «Барсы». На аэродроме Барсовых, помимо их собственных полутора десятка самолетов, стоят еще около 20, принадлежащих местным «охотникам-рыболовам».
За счет собственных средств и обещанного регионального гранта на 3 млрд рублей Евгений Барсов собирается построить авиаремонтную базу. «Здесь будут обслуживаться не только частные самолеты, но и пассажирские квадрокоптеры, — рассказывает он. — Мне говорят, что такими пока никто не пользуется. А вот это как с электромобилями: пока нет сервисной инфраструктуры, не пользуются, а появится — сразу начнут покупать».
Восстановление и ремонт
В Сургуте на каждом шагу встречаются названия организаций, содержащие в себе производные слов «нефть» и «газ». Как правило, это подразделения крупных структур. Но есть и независимые подрядные фирмы. «Основные заказчики у нас МЧС и нефтегазовые компании», — рассказывает Forbes Андрей Прудников, генеральный директор «Рокот Мото». Компания начинала с продаж лодок и моторов, а с 2015 года сама выпускает грузопассажирские катера аппарельного типа — разгружаемые с носа. Подобная конструкция позволяет доставить груз даже к необорудованному берегу без подъемного крана. Алюминиевые корпуса варят полностью сами, остальное закупают. «Длина 7,5–15 м, грузоподъемность 1,5–5 т. В таком классе аппарельные катера в России больше никто не делает, — уверяет Прудников. — Сейчас строим новый завод на 30 корпусов в год».
Компания «Новотех», начинавшая как дилер автомобильной и спецтехники, с 2019 года сконцентрировалась на ее капремонте. «Импортные бульдозеры, самосвалы — все это еще до 2022 года постепенно дорожало, сейчас же официально вообще не купить, а по кривым каналам — только с дикой переплатой, — объясняет заместитель директора компании Сергей Журавлев. — Пока проще не обновлять парк, а делать капремонт двигателя, коробки передач и тому подобных узлов». На этих услугах компания уже зарабатывает 1 млрд рублей в год. По словам Журавлева, только у его основного заказчика, «Сургутнефтегаза», в ХМАО около 5000 единиц техники. Учитывая перспективы, «Новотех» тоже строит завод — там будут выпускать ремкомплекты для двигателей.
В Индустриальном парке «Югра», по словам генерального директора его управляющей компании Павла Бардыка, из 15 резидентов восемь оказывают сервисные услуги нефтяникам. Например, в «Вэлбор Интегрити Сервисе» восстанавливают бурильные трубы. Выручка компании за прошлый год составила 1,3 млрд рублей. В компании «Топ Драйв Сервис» занимаются ремонтом гидроприводов насосов. «Дилерского обслуживания этой импортной техники больше нет. Новые запчасти-расходники не поставляются, — комментирует и. о. начальника цеха «Топ Драйв Сервиса» Валерий Ворончихин. — Поэтому мы отдельные детали выпускаем сами». Эти две компании оказывают услуги целому ряду нефтегазовых организаций, но не «Сургутнефтегазу», сохранившему для таких работ собственные производства. Эта компания делает все сама. Например, строительные вагончики получает у дочерней «Сургутмебели», дороги строит ее собственный трест «Сургутнефтедорстройремонт» и т. д.
В сентябре власти Югры и «Сургутнефтегаз» подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве, по которому нефтяной гигант направит на строительство и ремонт автодорог 5,6 млрд рублей. Подобные соглашения подписываются регулярно. В 2019 году, например, «Сургутнефтегаз» обязался направить на социальные нужды округа 4,6 млрд рублей. По мнению Евгения Барсова, своим нынешним благополучием Сургут обязан именно Богданову. «В Нефтеюганске, других городах всю нефтянку в 1990-х раздербанили, а здесь Владимир Леонидович этого сделать не позволил», — объясняет Барсов.
Человек с «кубышкой»
Владимир Богданов в возрасте 33 лет занял кресло генерального директора ПО «Сургутнефтегаз» в 1984 году. ПАО «Сургутнефтегаз» сейчас входит в пятерку крупнейших нефтяных компаний страны, в 2023 году она заработала 2,2 трлн рублей выручки и 1,3 трлн рублей чистой прибыли. Сложная система собственности компании формально не дает возможности назвать имена ее конечных бенефициаров. Впрочем, в Сургуте каждый крановщик точно знает: Богданов — главный человек в «Сургутнефтегазе».
В отличие от многих региональных миллиардеров Богданов не только не перевел центральный офис компании в Москву, но и сам остался в Сургуте. Рассказывая о Богданове, отмечают его скромность: не пиарится, в скандалах не замечен, склонности к роскоши не обнаруживает. Многие в городе уверены, что Богданов с женой продолжают жить в пятиэтажке на территории комплекса зданий «Сургутнефтегаза». Эта легендарная пятиэтажка, как убедился корреспондент Forbes, на самом деле существует. «Квартира у него там, наверное, сохранилась, — рассказал знакомый Богданова. — Но живет он с семьей в доме в «Долине нищих».
«Долиной нищих» в городе прозвали квартал дорогих таунхаусов и особняков, построенный в центре Сургута для местного истеблишмента еще в начале 2000-х. Этот «частный сектор» расположился на берегу реки, напротив набережной у городского парка. Московские олигархи местным могут только позавидовать: в отличие от Рублевки до офисов крупнейших компаний города из «Долины нищих» можно дойти пешком.
По данным Андрея Филатова, из 200 000 активного населения города около 85 000 человек заняты в малом и среднем бизнесе, но все же главным работодателем является возглавляемая Богдановым компания: в его сургутских подразделениях трудится более 50 000 горожан — свыше 25% занятых.
«Вы спрашиваете, кто Богданов по стилю руководства: красный директор или капиталист? Думаю, и то и другое, — отвечает на вопрос Forbes Александр Захаркин. — Если не сравнивать, допустим, с немецкими концернами, где забота о персонале на ином уровне, то для России это хороший работодатель. Мы периодически судимся с «Сургутнефтегазом», например последний раз требовали индексировать зарплату на уровень инфляции по ХМАО, а не вообще по России. Или отменить систему оплаты, дающую возможность наказания запрещенными законодательством штрафами. Сейчас у них фактический гарантированный оклад делится 50/50: на ставку и автоматическую премию. Последнюю при желании начальства можно не начислить — и таким образом оштрафовать работника. Мы требуем, чтобы ставка соответствовала оговоренному при приеме на работу окладу. Но то, что они с нами, независимым профсоюзом, вообще ведут диалог, — это для российского работодателя достижение».
В городе, разговаривая о каком-либо проекте «Сургутнефтегаза», произносят «Богданов решил, Богданов сделал». И это не фигура речи. «У нас все решения принимает один человек, — сообщили корреспонденту Forbes в пресс-службе корпорации, в которой по всей стране числится около 200 000 человек. — Все входящие запросы проходят через него». И правда, в контактах на сайте компании первым указан электронный адрес: Bogdanov-VL-REF@surgutneftegas.ru. И в отличие от иных корпораций, вывешивающих на своих сайтах фотографии правления, совета директоров с биографиями, здесь названо имя только генерального директора.
«У Богданова подход простой: «Я честно плачу все налоги, в том числе в местный бюджет, а дальше вы сами, — уверяет один из сургутских предпринимателей. — В управление городом он старается не лезть, но следит за тем, что происходит. И при необходимости вмешается — это ж, считай, его город».
Дворец искусств «Нефтяник» стоил компании около 4 млрд рублей. Губернатор Югры Наталья Комарова подсчитала, что за 2019–2023 годы «Сургутнефтегаз» только на содержание объектов культуры и спорта округа потратил 22,2 млрд рублей. «Сургутнефтегаз» — компания с самой большой «кубышкой» в стране, на ее счетах около $64 млрд. Для чего держатся эти средства, Богданов четко не объяснял. Одна из версий: страховка на случай каких-то рыночных потрясений — компания-то частная, помощь государства не гарантирована.
«Не уверен, что такую сумму вообще можно в России куда-то эффективно инвестировать. Даже в нефтянку, — считает один из экспертов. — С момента покупки в 2004 году бывшего юкосовского Талаканского месторождения в Якутии «Сургутнефтегаз» инвестировал в восточно-сибирские проекты порядка 300 млрд рублей. Это, если пересчитать даже по курсу 30 рублей за доллар, всего-то $10 млрд. Это за 20 лет. Ну куда ему $64 млрд девать?»
Он замечает, что Богданов никогда не отказывал, если у него просили деньги на разные затратные проекты. «Вот там когда просили», — поясняет эксперт, многозначительно указывая пальцем вверх. По его словам, Богданов заслужил уважение еще ельцинской администрации тем, что налоги платил полностью, не играя в мутные схемы «оптимизации».
Действительно, согласно справке Сергея Игнатьева, бывшего в 1990-е замминистра финансов, «Сургутнефтегаз» в те годы платил с тонны нефти в восемь раз больше налогов, чем «Сибнефть», и в три раза больше, чем ТНК.
«И с нынешними отношения теплые, — добавляет собеседник Forbes. — Сейчас у нас строится огромный Центр высоких биомедицинских технологий. Идея одобрена, если не инициирована, на самом высоком уровне. По моим данным, на него бюджетом выделено 6 млрд рублей. Как заявлено, там будут заниматься генетическими исследованиями, изучать лечение болезней Альцгеймера, Паркинсона, деменции, онкологии и т. п. — в конечном счете вопросами продления жизни. Но почему именно у нас? Знают, что тут есть финансовая база».