Греф поспорил с Вексельбергом об идее создания единого центра для зарубежных расчетов
Греф заявил, что, несмотря на трудности с проведением платежей в турецких и китайских банках, в создании единого центра для зарубежных расчетов необходимости нет. В феврале с такой инициативой выступил Вексельберг. По его мнению, в России нет «понятной, выстроенной инфраструктуры», которая позволила бы компаниям решать проблемы, возникающие при расчетах за рубежом
Несмотря на трудности с проведением платежей в турецких и китайских банках, необходимости в создании единого центра для зарубежных платежей нет. Об этом глава «Сбера» Герман Греф рассказал на брифинге по итогам заседания Наблюдательного совета Сбербанка, передает РБК. «Мы все столкнулись с одними и теми же проблемами, ограничениями, и, конечно же, мы это чувствуем. Но решаем эти вопросы в постоянном режиме, и думаю, что решения так или иначе будут все найдены. Что касается единого центра расчетов, я не знаю такой инициативы, но не считаю, что она нужна», — сказал он.
В феврале с предложением о создании такого центра выступил миллиардер Виктор Вексельберг (23-е место в рейтинге российских миллиардеров в 2024 году по версии Forbes, его состояние оценивается в $7 млрд). Об этом он заявил на международном форуме РСПП «Россия-2030 и новый мировой экономический порядок: ключевые факторы и роль бизнеса». Вексельберг предложил в рамках государства создать единый консолидированный центр, который позволил бы бизнесу работать на внешних рынках. По его словам, сейчас в России нет «понятной, выстроенной инфраструктуры», которая позволила бы компаниям решать проблемы, возникающие при расчетах за рубежом.
С идеей Вексельберга согласился основной акционер «Северстали» Алексей Мордашов (четвертое место в рейтинге российских миллиардеров Forbes в 2024 году, $25,5 млрд). По его словам, обеспечение расчетов сегодня служит наиболее важным вопросом с точки зрения экономической интеграции. Он допустил, что новый механизм может быть создан «за счет сетевой системы национальных платежных систем, какого-то взаимодействия центральных банков».
Проблемы с проведением российских платежей в банках Турции и Китая наблюдаются с начала года. Это произошло на фоне подписания в конце 2023 года указа президента США Джо Байдена о мерах против иностранных банков и других финансовых учреждений, которые, по версии американского Минфина, могут быть причастны к сделкам, связанным с поставками товаров для российского оборонно-промышленного комплекса в сфере технологий, обороны, строительства, аэрокосмической, обрабатывающей отраслей. Среди ограничений, которые могут быть введены, — запрет на открытие корреспондентских или сквозных счетов в США, блокировка имущества иностранных банков в США. При анонсировании этого указа в Белом доме допустили, что среди мер может быть отключение банков от финансовой системы США в случае поддержки России.
В феврале стало известно, что три крупнейших банка Китая — Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и Bank of China — отказались от проведения платежей из российских подсанкционных банков с начала 2024 года. О приостановке операций с клиентами из России также уведомил китайский банк Chouzhou Commercial Bank, который выступал основным расчетным центром для импортеров из России, писали «Ведомости» со ссылкой на трех бизнесменов, деловые объединения и финансовых консультантов.
Тогда же Reuters со ссылкой на семь осведомленных источников писал, что декабрьский указ Байдена о мерах против банков, помогающих России обходить санкции, негативно повлиял на торговлю между Россией и Турцией. Собеседник агентства в российской нефтяной компании тогда заявил, что российские экспортеры нефти не получали платежей от Турции в течение двух-трех недель. По словам четырех источников, проблемы с платежами связаны с тем, что турецкие банки пересматривают отношения и ужесточают требования к российским клиентам. По информации турецкого издания Ekonomim, с января 2024 года турецкие банки серьезно сократили прием платежей из России для оплаты экспортных товаров.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в январе отказался отвечать на вопрос, есть ли у России альтернативный план проведения финансовых операций с Китаем, уточнив, что это «весьма чувствительная сфера», о которой «вряд ли кто-то возьмется рассуждать». 7 февраля Песков сообщил, что в Кремле видели сообщения о возникших трудностях при расчетах с Китаем, все вопросы будут решаться в совместном диалоге двух стран, сказал он. В начале апреля представитель Кремля сообщил, что Россия и Турция ведут рабочие контакты по финансовым вопросам для поиска выхода из сложившейся ситуации.