Производство органической косметики в России выросло на 65% в 2023 году
Объем производства органической косметики в России вырос на 65%, с 1,5 млрд рублей в 2022 до 2,5 млрд рублей в 2023-м, подсчитали аналитики Центра макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка (РСХБ). С исследованием ознакомился Forbes.
Органическую косметику производят без применения продуктов нефтехимии и ГМО, компоненты используются в основном из органического сельского хозяйства.
Базой для анализа РСХБ послужила цифровая платформа «Свое Родное», на ней зарегистрированы более 12 000 производителей. Маркетплейс предлагает фермерские продукты питания, различные ремесленные товары и услуги от частных производителей и хозяйств по всей России.
Эксперты РСХБ прогнозируют дальнейший кратный рост производства в данном сегменте. Этому, по их мнению, будут способствовать закрепление стандартов производства натуральной косметики, а также государственная поддержка парфюмерно-косметической отрасли, например предоставление льготного заемного финансирования производителям.
По прогнозам аналитиков, в течение следующих трех лет доля рынка сертифицированной органической и экологической косметики в России может вырасти до 5%, сейчас на нее приходится около 2% от общего объема выпускаемой косметической продукции. В 2023 году объем выпуска парфюмерных и косметических средств в стоимостном выражении превысил 150 млрд рублей (плюс 20% к показателям 2022 года и троекратный рост к уровню 2019 года), приводят оценку аналитики РСХБ.
По данным исследования, сегодня 90% продукции, которую позиционируют как органическую, представлено в сегменте уходовой косметики. Самые большие приросты объемов производства произошли в таких категориях. как лосьоны и прочие средства для волос (плюс 63%), пудры и крем-пудры (плюс 44%), лосьоны для ухода кожей лица (плюс 44%), шампуни, лаки для волос, средства для завивки или распрямления волос (плюс 30%), защитные средства для кожи (включая солнцезащитные и для загара).
В России после начала «спецоперации»* на Украине отечественные производители органической и натуральной косметики столкнулись с проблемами. «Те, кто имел один из самых распространенных международных сертификатов — COSMOS Organic и COSMOS Natural, не могли продавать маркированные этим знаком товары, а компания Ecocert, которая после аудита предоставляла экомаркировки COSMOS, приостановила деятельность в России», — напоминает исполнительный директор Союза производителей органической, натуральной и экокосметики ONE Татьяна Лебедева. После объявления Ecocert об отказе выдавать сертификаты российским производителям последние решили регулировать себя сами — так было зарегистрировано отраслевое объединение One, которое предоставляет предприятиям российский органический сертификат OneProof. За золотой стандарт были взяты практически все основные принципы COSMOS.
«Вся органическая косметика должна иметь соответствующий сертификат, который будет отличать ее от любой другой», — говорит Лебедева.
Специалисты One еще не подвели итоги 2023 года, но рынок органической косметики России в 2022 году оценивают несколько ниже, чем РСХБ (1,3 млрд рублей против 1,5 млрд рублей), поскольку в выборке союза присутствует только продукция, имеющая сертификат. По словам Лебедевой, такую сертификацию в России на сегодня подтвердили лишь несколько производителей: Natura Siberica, «Леврана», «Краснополянская косметика», Amoveo SPA и «МиКо».
«Производство именно органической косметики в 2022 году занимало у Natura Siberica не более 10% от оборота, что соответствует примерно 1 млрд рублей, столько же производит (10% от оборота) «Леврана» — это еще около 150 млн рублей, и еще примерно 60% от оборота «МиКо» — 160 млн рублей, — подсчитала Лебедева. — Таким образом, оборот сертифицированной органической косметики в 2022-м году составил примерно 1,3 млрд рублей».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.