К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выжили и выросли: рейтинг крупнейших российских автодилеров — 2023

Фото Александра Щербака / ТАСС
Фото Александра Щербака / ТАСС
По версии журнала «АвтоБизнесРевю», суммарная выручка 25 крупнейших продавцов автомобилей в России за прошедший год выросла на 56%, до 1,5 млрд рублей. Топ-25 дилеров по продажам новых машин реализовали на 53% больше автомобилей, чем годом ранее — всего 412 852 штуки. Столь существенный рост объясняется низкой базой 2022 года. Лидерство по выручке по прежнему у «Рольфа», но в продажах новых машин первенство от «Автомир» перешло к дилеру «Мэйджор». Всего же за прошлый год было продано 1,06 млн автомобилей, и эксперты смотрят в будущее с оптимизмом — в этом году продажи могут превысить 1,5 млн штук

Крупнейшим по выручке дилерским холдингом в 10-м рейтинге крупнейших автомобильных дилеров, составленном журналом «АвтоБизнесРевю», остается «Рольф». В прошлом году компания смогла продать автомобилей на 323,8 млрд рублей, что на 40% больше, чем в 2022 году. Первым же по количеству проданных новых машин стал «Мэйджор», сумев реализовать 41 000 машин, что на 64% больше, чем годом ранее.

Всего в свежий рейтинг «АвтоБизнесРевю» вошли 50 автодилеров (они контролируют половину российского авторынка), которые в 2023 году суммарно реализовали 567 972 автомобиля (на 58% больше, чем в 2022-м). При этом суммарный оборот по выручке в этом году «АвтоБизнесРевю» подсчитал на основе 40 компаний — по расчетам журнала, он превышает 1,69 млрд рублей.

По данным отраслевого аналитического агентства «Автостат», в 2023 году в России было реализовано 1,06 млн новых легковых машин, что на 69% больше, чем в 2022-м.

 

Столь значительный рост выручки и продаж эксперты «АвтоБизнесРевю» объясняют низкой базой 2022-го. По данным «Автостата», объем российского рынка новых легковых автомобилей по итогам 2022 года составил 626 281 штук, что на 58,7% меньше, чем годом ранее.

«Это был провал провалов, — напоминает главный редактор «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов. — Несколько лет назад такой низкий уровень продаж дилерам не мог присниться в страшном сне. Даже 1 млн авто был бы катастрофой, а тут менее 700 000. Плюс сразу после начала «спецоперации»* представительства иностранных марок стали закрываться, а ввоз машин фактически прекратился. Весной встали все заводы. Нарушилась логистика даже китайских марок, и никто не знал, что будет дальше. Но затем постепенно поставки удалось возобновить. Появились новые игроки с незнакомыми именами, а заводы, которые продолжили работу, перезапустили производство и начали увеличивать выпуск. Поехали машины по параллельному импорту — и так рынок стал потихоньку наполняться машинами».

 

Это отразилось на продажах отечественных автохолдингов — каждый дилер из топ-25 сработал в плюс. Но лидер снова сменился. До 2022 года первое место по количеству проданных новых автомобилей стабильно занимал «Рольф», но в тот год его впервые обогнал «Автомир». По итогам 2023 года лидер снова сменился — «Автомир» уступил место «Мэйджору».

Еськов называет такое положение дел закономерным. «У компании «Мэйджор» практически полный набор представленных в России брендов. Она работает в столичном регионе — самом большом по продажам, поэтому такая крупная. «Автодом» же — игрок премиального сегмента, который всегда меньше массового по количеству проданных машин. К тому же «Мэйджор» по итогам прошлого года был в числе лидеров по количеству новых салонов — около 50 шоурумов (по оценке «АвтоБизнесРевю»). В топ-3 по открытиям вошли также «Агат» и «Ключавто». Последний открыл больше всех — 56 шоурумов. Эти компании мы и видим в лидерах по продажам. В основном дилеры весь прошлый год обновляли портфель новыми и действующими китайскими марками, что позволяло увеличивать реализацию новых машин», — отмечает Еськов.

Всего, по подсчетам «АвтоБизнесРевю», за 2023 год было открыто 1568 шоурумов, а закрыто — 997. Всего в России, по данным издания, работает 3643 шоурума.

 

А «Рольф» как раз новых салонов открывал меньше, так как компания сконцентрировалась на продажах автомобилей с пробегом. «При реализации менее 30 000 новых машин было продано более 100 000 машин с пробегом, никто другой из участников рейтинга не добрался до сотни тысяч автомобилей с пробегом. А «Рольф» смог, — говорит Еськов. — Компания целенаправленно развивала работу с «вторичкой» все прошлые годы, и уже в 2021 году соотношение новых машин и авто с пробегом в общем объеме продаж было 1:1,2, то есть компания продавала подержанных машин больше, чем новых. В 2023 году это соотношение было уже 1:3,6. До 2022 года такое соотношение казалось бы нереальным — теперь это факт».

По словам Еськова, превышение продаж подержанных автомобилей над новыми стало трендом всего 2023 года. «Рынок автомобилей с пробегом всегда обладал большим потенциалом для дилеров, но они его осваивали туго. Раньше в общем объеме продаж новых и подержанных машин 1:1 было достижением, а теперь это норма для многих компаний, в том числе региональных. Они запустили отдельные дилерские центры автомобилей с пробегом, освоили выкуп с рынка, чтобы не только по trade-in пополнять склады», — говорит Еськов. Согласно данным агентства «Автостат», по итогам 2023 года в России было куплено 5,7 млн подержанных легковых машин, это на 17% больше, чем в 2022 году.

Лидерами по темпам прироста выручки в 2023 году стали в основном небольшие региональные игроки. Например, выручка дилера «Автополе» из Санкт-Петербурга увеличилась на 137%, «Боравто» — 107%, «Экспокар» — 119%, «Июльавто» — 134%.

«Такая динамика, помимо общего подъема рынка, объясняется обновлением и расширением марочного портфеля за счет китайских брендов. Например, ГК «Оптима», молодая компания, начавшая свой бизнес в 2020 году с дилерства Volvo, к концу 2023 года обзавелась франшизами крупнейших по продажам «китайцев», что обеспечило ей прибавку на 326% по новым машинам (компания занимает 44-е место рейтинга). Похожим образом действовала и петербургская ГК «Автополе»: еще в начале 2020-х выступавшая крупным партнером General Motors в городе, сейчас она собрала крупные и относительно небольшие китайские бренды, что позволило за прошлый год увеличить объемы в 3,5 раза», — говорит Еськов.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В своих прогнозах на текущий год эксперты авторынка оптимистичны. В начале апреля эксперты «Автостата» уже обновили прогноз по итогам 2024 года: объем реализации новых легковых автомобилей превысит результаты 2023-го. При самом негативном сценарии продажи могут составить не менее 1,25 млн единиц (+18% к прошлому году). В базовой версии прогноз аналитиков улучшен до 1,5 млн (+42%) экземпляров. А в оптимистичной версии они полагают, что возможен рост и до 1,75 млн штук (+65%).

 

«Новых машин на рынке станет больше, поэтому усилится конкуренция. Это означает, с одной стороны, что будет сокращаться доходность дилеров по каждой сделке с новым автомобилем, а с другой — клиенты будут получать скидки. Цены продолжат расти, поэтому ряд самых слабых марок может покинуть российский рынок. И тем не менее продажи новых машин будут увеличиваться, хотя, скорее всего, не такими быстрыми темпами, как в прошлом году. Объем рынка может составить 1,3 млн единиц», — прогнозирует Еськов. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+