К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Спрос на потенцию: чем Россия заменила «Виагру»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
После начала «спецоперации» на Украине с российского рынка ушли два самых известных препарата для лечения нарушений эректильной дисфункции — «Виагра» и «Сиалис». Но потребители от этого не пострадали. После того как у западных лекарств в начале 2010-х закончилось действие патентов, многие их конкуренты начали производство дженериков, и сейчас российские компании владеют основной долей этого рынка

В марте 2022 года американская компания Eli Lilly остановила поставки в Россию лекарств, не относящихся к жизненно необходимым, — в их числе оказался популярный препарат для повышения мужской потенции «Сиалис». В том же 2022 году еще одна американская фармкомпания, Viatris, сообщила российскому Минпромторгу, что прекращает поставки в страну препарата «Виагра».  

Остановка поставок препаратов от эректильной дисфункции произошла на фоне резкого скачка спроса на них. По данным Национальной системы цифровой маркировки товаров «Честный знак», в III квартале 2022 года россияне купили 2,7 млн упаковок этих препаратов на 2,1 млрд рублей. Это на 88% больше в упаковках, чем за тот же период 2021-го, и на 75% больше в деньгах. По сравнению с II кварталом того же 2022-го, покупки выросли на 19% как в упаковках, так и в деньгах.

Сообщение Минпромторга о том, что поставки «Виагры» в России останавливаются, появилось в прессе только 15 февраля 2023 года. И сразу же запустило новый всплеск спроса. По данным системы «Честный знак», с 15 по 17 февраля 2023 года продажи «Виагры» выросли в России на 50% в сравнении с предыдущими тремя днями. При этом продажи аналогичных препаратов на основе силденафила выросли за этот период всего на 5%. Почему? Дело в том, что патент Pfiser (материнской компании Viatris) на производство популярной «Виагры» закончился еще в начале 2010-х, и на поднявшейся волне спроса на препараты для потенции российские и некоторые иностранные фармацевтические компании не растерялись и запустили собственное производство дженериков.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Свои и чужие аналоги

«В 2023 году препараты силденафила [в Россию] поставляли 16 компаний из разных стран, — рассказал Forbes директор по развитию консалтинговой компании RNC Pharma Николай Беспалов. — Среди них российские компании составляли ровно половину — восемь, и они обеспечивали основной объем поставок препаратов [в аптеки и в больницы — для льготников] — порядка 76% в упаковках и 65% в рублях».

По словам Беспалова, второе место по поставкам препаратов силденафила занимал Израиль (12% в упаковках и 20% в рублях), а остальной спрос удовлетворяла продукция из Белоруссии, Словении, Индии, Хорватии и других стран. «Тадалафил (еще один препарат для лечения эректильной дисфункции, входящий в том числе в состав «Сиалиса». — Forbes) в 2023 году поставляли 11 компаний, и основными были также российские поставщики — на их долю приходилось всего семь препаратов, — говорит Беспалов. — Суммарно отечественные компании занимают 79% рынка в упаковках и около 69% в рублях». На втором месте Кипр (14% в упаковках и 9% в рублях). Права на кипрский препарат принадлежат международной компании Xantis Pharma, но их производство локализовано в России, объясняет топ-менеджер RNC Pharma.

 

По данным RNC Pharma (есть у Forbes), среди препаратов на основе силденафила лидируют «Силденафил-СЗ« от «Северной звезды» с долей 37% (в упаковках), «Силденафил» от «Озон фармацевтика» (15%), «Силденафил-Тева» от израильской Teva (12%) и «Силденафил-ФПО» от «Биннофарм групп» (11%). Среди препаратов тадалафила: «Тадалафил-СЗ» от «Северной звезды» (35%), «Тадалафил Вертекс» от «Вертекс» (15%), «Тадалафил-Ксантис» от кипрской Xantis Pharma (14%) и «Тадалафил» от «Озон фармацевтики» (14%).

Как утверждает д. м. н., заведующий кафедрой урологии Первого Санкт-Петербургского госмедуниверситета Сальман Аль-Шукри, «эти лекарства — полные аналоги». «С импортными препаратами «Виагра» и «Сиалис» у них совпадает химическая структура, механизм действия, эффективность и время нахождения в организме», — говорит он. 

Санкции и бренды

В последние годы Pfizer и Eli Lilly стремительно теряли долю на российском рынке силденафила и тадалафила, рассказывает Беспалов из RNC Pharma. Так, в 2021 году доля «Виагры» в этой группе препаратов не превышала в натуральном выражении 11%, а доля «Сиалиса» была менее 14%. «Они проиграли конкурентную борьбу и могли сохранить продажи на высоком уровне только при очень серьезных вложениях в продвижение, — считает он. — Но, вероятно, они посчитали это излишним, поскольку долгосрочных перспектив у этих брендов все равно нет».

 

По словам Беспалова, начало «спецоперации»* только подстегнуло процесс. Eli Lilly приняла политическое решение и объявила санкционные ограничения. А Viatris, видимо, посчитал экономику процесса и понял, что заниматься «Виагрой» в России больше смысла нет, считает Беспалов. «Ухода этих брендов никто не заметил. — отмечает собеседник Forbes. — Просто в сознании потребителей поменялся премиальный бренд, и отчасти на роль премиального продукта теперь претендует Teva со своими продуктами, но и понятие премиальности в этом сегменте сильно размылось».

В 2023 году, по данным RNC Pharma, в России на «Виагру» суммарно приходилось около 3% продаж (в упаковках), а на «Сиалис» — чуть больше 2%. Почти все производство лекарств для лечения эректильной дисфункции как препаратов химической природы (в отличие от биотехнологических) ведется в России по полному циклу, объясняет Беспалов. Выглядит это так: основной объем силденафила отечественные производители закупают у химических концернов в Южной Корее и Индии, а тадалафил поставляется в основном из Китая и Южной Кореи. Купив сырье и вспомогательные вещества, российские фармкомпании производят лекарственную форму, упаковывают ее в первичную (блистеры) и вторичную (коробки) упаковку, маркируют и выпускают в обращение.

По предоставленным Forbes данным от консалтинговой компании RNC Pharma, в 2023 году на российский рынок было суммарно отгружено 12,7 млн упаковок препаратов силденафила, что на 32% больше, чем в 2022-м (9,6 млн). В денежном выражении поставки составили около 6,9 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС). Это на 50% больше, чем в 2022 году (4,6 млн рублей). Препаратов тадалафила (в том числе «Сиалиса») было выпущено на рынок незначительно меньше, чем в прошлом году: в 2023-м поставлено 2,3 млн упаковок (на 6% меньше, чем в 2022-м — 2,45 млн упаковок), на сумму около 1,5 млрд рублей (минус 2% к 2022-му — 1,53 млрд рублей). Тем не менее, в целом лекарств для повышения потенции на рынке появилось больше.

Вырос и спрос, отмечают как государственные органы, так и специалисты-урологи. Как сообщили Forbes в ЦРПТ (операторе государственной системы маркировки «Честный знак»), например, «продажи отечественных препаратов на основе силденафила в IV квартале 2023 года выросли на 12,6% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и на 81,4% в сравнении с IV кварталом 2021 года».  

Владелец и глава специализирующейся на мужском здоровье и качестве жизни «Клиники доктора Герича» Андрей Герич считает, что в росте спроса, с одной стороны, «виноват» коронавирус, который поражает мелкие сосуды — головного мозга, сердца и в том числе полового члена. Герич напоминает известную фразу, что «если у человека развилась эректильная дисфункция сосудистого типа, то примерно через два-три года жди инфаркт миокарда». «Сосуды в члене намного тоньше, чем в сердце, и они реагируют первыми, — объясняет он, — а коронавирус мог внести свою лепту с отдаленным результатом». С другой стороны, уролог винит в более частом проявлении эректильной дисфункции стресс. «Генетически на первом месте у нас сохранение жизни, а на втором — функция размножения, — говорит Герич, — и доминирующая функция сохранения жизни подавляет функцию размножения: люди стали более нервными и тревожными, и из-за этого у них, вероятно, повысилась частота неудач с эрекцией».  

 

Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.       

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+