АУРЭК обратилась в ФАС из-за сервисного сбора Ozon для владельцев пунктов выдачи
Ассоциация участников рынка электронной коммерции обратилась в ФАС с жалобой из-за сервисного сбора Ozon для владельцев пунктов выдачи. АУРЭК просит проверить компанию на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. Авторы заявления считают, что Ozon навязывает контрагентам невыгодные условия. В ФАС сообщили, что служба направит Ozon запрос для выяснения обстоятельств
Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить Ozon на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, говорится в официальном Telegram-канале АУРЭК.
В середине марта Ozon объявил, что с апреля владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) обяжут платить сервисный сбор, сумма которого будет зависеть от плотности населения в городе, где расположен пункт, средних расходов на аренду и оборота. Компания уточняла, что новые правила коснутся 10% наиболее «зрелых» партнеров, а для начинающих предпринимателей сбор составит 1 рубль. Вырученные средства Ozon пообещал потратить на развитие: привлечение клиентов, работу с заказами, продвижение пунктов выдачи, разработку и поддержку IT-сервисов.
Введение сбора вызвало недовольство владельцев пунктов выдачи, которые в беседе с Forbes заявили, что новые правила лишат их порядка 30–40% дохода и помешают вкладываться в развитие бизнеса. Позже, 27 марта, Ozon объявил, что согласился скорректировать механику расчета сервисного сбора для владельцев ПВЗ. «Для 92,5% партнеров сбор не превысит 4% от вознаграждения, для большинства он будет в пределах 20 рублей», — пообещали в компании. Там добавили, что максимальный сбор в размере от 20% до 40% от вознаграждения коснется только 0,5% партнеров, а не 1%, как предполагалось раньше.
В заявлении АУРЭК, которое есть в распоряжении Forbes, говорится, что Ozon осуществил изменение договора с признаками навязывания контрагентам условий, невыгодных для них или не относящихся к предмету договора. Статьями 450 ГК, 10 и 10.1 закона о защите конкуренции сильным сторонам договора, цифровым платформам, прямо запрещено навязывание невыгодных условий контрагентам, указывают в ассоциации.
При этом в АУРЭК отмечают, что отказаться от уплаты сервисного сбора невозможно, не расторгая договор. Кроме того, вложения Ozon в развитие компании «ничем документально не подтверждены, не обоснованы, не относятся к предмету договора, и не несут характера прямой компенсации понесенных расходов маркетплейса на оказание услуг ПВЗ», считают авторы заявления.
В ФАС сообщили, что служба направит Ozon запрос с целью установить все обстоятельства по ситуации с введением сбора с владельцев ПВЗ. «Обращение АУРЭК поступило в ФАС России и будет рассмотрено в установленном порядке. Служба также направит компании Ozon запрос с целью установить все обстоятельства. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства служба примет меры реагирования», — заявила пресс-служба ФАС. Ozon сообщил ТАСС, что готов предоставить службе все необходимые данные.