Дерипаска высказался против подталкивания иностранцев к продаже активов в России
Миллиардер Олег Дерипаска (занимает 1217-е место в мировом рейтинге Forbes, состояние оценивается в $2,5 млрд) назвал недальновидным и непорядочным подталкивание зарубежных компаний к продаже активов в России. Таким образом бизнесмен прокомментировал публикации СМИ о бегстве иностранных инвесторов из России.
«Подталкивать зарубежные компании к продаже своих российских активов — непорядочно, недальновидно и крайне вредно для экономики — не только мировой, но и российской. Важно, чтобы те немногие западные инвесторы, которые еще работают в России, остались собственниками своих предприятий и смогли пережить эти трудные времена», — заявил он. Слова бизнесмена передал Forbes его представитель.
12 марта The Bell (признан в России иноагентом) представил рейтинг покупателей иностранных активов, в котором большую долю заняли бизнесмены, решившие, по утверждению издания, «воспользоваться ситуацией, чтобы выйти на новый уровень». Первое место в этом рейтинге заняли Александр Варшавский и его партнер Камо Авагумян (по данным издания, через иностранные компании им принадлежит по 50% «Авилона»), которые стали владельцами российских заводов Volkswagen и Hyundai в 2023 и 2024 годах.
Российские активы Volkswagen и Hyundai сейчас принадлежат структурам ООО «Арт-Финанс». По данным ЕГРЮЛ, «Арт-Финанс» на 99,9% контролирует бывший гендиректор дилера «Авилон» Андрей Павлович. Как уточнили Forbes в пресс-службе «Авилона», дилер не имеет отношения к ООО «Арт-Финанс». Сделка по покупке российского бизнеса Volkswagen была закрыта в мае 2023 года, активов Hyundai в Санкт-Петербурге — в январе 2024 года. Как утверждает The Bell, завод Volkswagen достался AGR Automotive Group (ООО «АГР»; «дочка» «Арт-Финанс») за 1/12 рыночной стоимости, завод Hyundai — за 10 000 рублей. Подтверждения этой информации нет.
В 2022 году Volkswagen Group заняла первое место в рейтинге крупнейших иностранных компаний в России по версии Forbes. Общая выручка всех дочерних структур концерна по итогам 2021 года была оценена в 517 млрд рублей. По данным, которые приводит The Bell, выручка автомобильного завода Volkswagen в Калужской области и сервисных компаний по итогам 2021 года составила 410 млрд рублей, завода Hyundai в Санкт-Петербурге — 207 млрд рублей.
О том, что уход западных компаний из России привел к формированию «новой когорты российской бизнес-элиты», в ноябре 2023 года также писал Bloomberg. Агентство утверждало, что покупатели активов ушедших из России компаний не входят в число самых богатых людей страны, а большинство из них малоизвестны за ее пределами. «И в отличие от большинства представителей старой гвардии они не внесены в санкционные списки США или ЕС», — писал Bloomberg. По данным аналитического агентства AK&M, которые приводит издание, в 2022 году и первой половине 2023-го зарубежные компании продали бизнес в России на сумму свыше $21 млрд.
В декабре 2023 года глава «Норникеля» Владимир Потанин (62-е место в мировом рейтинге Forbes, состояние $23,7 млрд; его «Интеррос» после начала «военной спецоперации»* приобрел Росбанк и 35% Тинькофф Банка), выступая на инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет», призвал «подбирать» оставленные зарубежными компаниями активы. «Столько всего, как Владимир Владимирович [Путин] сказал, иностранные инвесторы столько нам всего оставили, что только подбирай», — сказал он (цитата по РБК).
Согласно действующим правилам, сделки по продаже российских активов компаний, которые принадлежат лицам из «недружественных» стран, должны быть одобрены подкомиссией правительственной комиссии по иностранным инвестициям во главе с министром финансов. Актив должен продаваться с дисконтом не менее 50% от стоимости, определенной в ходе независимой оценки. Кроме того, компания должна заплатить в бюджет «добровольный» взнос: не ниже 5% от рыночной стоимости активов, если дисконт при продаже не превышает 90%, и 10% от рыночной стоимости, если дисконт составил более 90%. Обычно этот взнос выплачивает покупатель активов.
В августе 2023 года Reuters со ссылкой на источники писал, что некоторые компании сталкиваются с требованием предоставить дополнительные скидки при продаже активов, и только после этого они получают зеленый свет от правительства на продажу своего бизнеса. По словам одного из собеседников, комиссия «разворачивает» некоторые сделки, объясняя это тем, что оценка стоимости должна быть на 20–30% ниже. В свою очередь, Минфин сообщил, что не принуждает компании снижать окончательную стоимость активов, но может корректировать оценку в процессе продажи. Ведомство пояснило, что цена может измениться, если комиссия укажет на неверную оценку рыночной стоимости. Также скорректировать окончательную стоимость сделки могут Минэкономразвития и Банк России, указало министерство.
В декабре 2023 года The New York Times оценила убытки западных компаний после решения об уходе из России в $103 млрд. По информации газеты, из-за «постоянно растущих налогов», которые компании вынуждены платить при уходе из России, за последний год в бюджет страны поступило не менее $1,25 млрд налогов от продажи бизнеса из «недружественных» стран. В результате многие компании продолжают оставаться в России, потому что не хотят терять деньги, которые они вложили в развитие локального бизнеса, констатирует издание.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.