В 2023 году «Аэрофлот» сократил чистый убыток почти в четыре раза
Сегодня, 5 марта, «Аэрофлот» (AFLT на Московской бирже) объявил финансовые результаты по МСФО за 2023 год. По итогам года выручка флагманского авиаперевозчика составила 612,2 млрд рублей (выше, чем в 2022 году на 48,1%), а чистый убыток сократился в 3,6 раза (до 14 млрд рублей). Прибыль, скорректированная на курсовой эффект от аренды, страхового урегулирования и резервы по заключенным договорам, достигла почти 10,3 млрд рублей (против 41,4 млрд убытка годом ранее).
«В 2023 году группа «Аэрофлот» значительно улучшила финансовые результаты, — прокомментировал результаты первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. — По ряду показателей группа превзошла не только уровни 2021 года, когда российская авиационная индустрия работала без санкционных ограничений, но и показатели допандемийного 2019 года». По его словам, «эти достижения основаны на росте операционных показателей за счет расширения объемов перевозок как на внутреннем рынке, так и на международных линиях». Чиханчин подчеркнул, что «со второго квартала 2023 года группа «Аэрофлот» не получает отраслевые субсидии… [и] успешно решила задачу замещения [государственной] финансовой поддержки, выделенной российским авиакомпаниям, рыночными доходами, а также продолжающейся программой по оптимизации и контролю расходов».
При этом общий долг компании, свидетельствует отчет, вырос год к году на 22,3%, до 747,8 млрд рублей, а чистый долг — на 25,2%, до 630,7 млрд рублей. Самый большой долговой рост — с 496 млрд рублей до 643 млрд рублей, или на 29,5% произошел по статье «обязательства по аренде». Перевозчик объясняет, что «в апреле 2023 года была проведена сделка по продаже и обратной аренде десяти воздушных судов Boeing 777, а полученное от лизингодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заемных средств». Тем временем размер кредитов и займов снизился на 8,8%, до 104 млрд рублей, а банковский долг и задолженность по облигациям — на 23,0%, до 88 млрд рублей. Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился год к году на 8,5%, до 117 млрд рублей.
«Аэрофлот» отмечает улучшение операционных показателей. Так, на международных линиях группа компаний перевезла 9,6 млн пассажиров, что на 79,3% выше, чем в 2022 году. Это произошло «при полной трансформации и фактическом перезапуске с нуля международной сети», — отмечается в пресс-релизе. Внутренний рынок сохраняет приоритет: внутрироссийский пассажиропоток составил 37,7 млн человек — максимальное количество перевозок по стране за время существования группы. Процент занятости пассажирских кресел на внутренних линиях поднялся на 4,1 п.п. — до 90%. Всего по итогам 2023 года «Аэрофлот» перевез 47,3 млн пассажиров, это на 16,3% больше, чем в 2022 году, а процент занятости пассажирских кресел составил рекордные 87,5%, рост на 3,9 п.п. год к году.
Другие российские авиаперевозчики финансовые отчеты за прошлый год не публиковали.
Акции «Аэрофлота» на Мосбирже утром 5 марта до публикации отчета теряли в стоимости по отношению к цене предыдущего закрытия: на минимуме стоимость бумаг снижалась на 1,18%. После публикации отчета акции начали расти, на максимуме рост составлял 1,9%. На 14:00 мск акции «Аэрофлота» росли на 1,06%, до 40,2 рубля.