В Госдуму внесли законопроект о запрете платного возврата товаров на маркетплейсах
В Госдуму внесли законопроект о регулировании маркетплейсов. Его авторы предлагают запретить площадкам требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а самым крупным игрокам — брать с продавцов более 10% за услуги, создавать преимущества собственным торговым маркам и менять условия, не уведомляя партнеров
В Госдуму внесли законопроект о регулировании маркетплейсов. Его авторы — глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Об этом пишет РБК со ссылкой на документ.
Законопроект должен восполнить пробелы в законодательстве, способствующие монополизации рынка электронной коммерции и ставящие в невыгодное положение продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), говорится в пояснительной записке. Авторы инициативы предлагают ввести общее регулирование для всех маркетплейсов и дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке. Изменения должны вступить в силу с 1 марта 2025 года.
«Значимое положение на рынке», по оценке законодателей, занимают площадки, с помощью которых было осуществлено более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год. Таким компаниям предлагается запретить:
- менять условия договоров с продавцами и владельцами ПВЗ, предварительно не уведомив их за 30 дней (за исключением случаев, когда это необходимо для безопасности покупателей и самой компании);
- создавать дискриминационные условия по закону «О защите конкуренции» и препятствия для доступа других игроков на рынок;
- навязывать дополнительные услуги, не относящиеся к электронной торговле, и условия продвижения товаров за счет снижения цены без согласия контрагента;
- безвозмездно проводить распродажи товаров продавцов;
- запрещать деятельность контрагентов на других площадках;
- создавать преимущества для собственных торговых марок.
Кроме того, стоимость всех услуг, которые крупные маркетплейсы предоставляют продавцам, не должна превышать 10% от общей стоимости товара, а размер неустоек за неисполнение договора — 15% от стоимости услуг.
Для всех маркетплейсов предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг: при его заключении площадка должна будет проверять документы и профиль контрагентов, а также размещать форму договора на своем сайте. Все маркетплейсы также обяжут проверять возраст покупателей и не допускать размещение информации о товарах, оборот которых в России запрещен или ограничен.
Также всем участникам рынка онлайн-торговли предлагается запретить требовать с покупателя компенсации за возврат товара и получать такие платежи. Наконец, законодатели предлагают утвердить требования к обеспечению антитеррористической защищенности инфраструктуры маркетплейсов и правила их взаимодействия с госорганами.
В конце января Федеральная антимонопольная служба установила, что доминирующее положение на рынке электронной коммерции занимают маркетплейсы Wildberries и Ozon. «Вместе они занимают около 80% рынка», — сообщил глава ФАС Максим Шаскольский. Он рассказал, что на работу этих маркетплейсов «есть достаточно много жалоб» от потребителей и компаний — представителей малого и среднего предпринимательства. «[Жалобы] поступают постоянно. Чаще всего жалуются на завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов», — указал глава ФАС.