Эксперты оценили падение доходов иноагентов в 50-80% после закона о запрете рекламы
После принятия закона о запрете рекламы у иноагентов их доходы снизятся на 50-80%, оценили опрошенные «Коммерсантом» эксперты и участники рекламного рынка. Впрочем, через полгода рынок адаптируется к ограничениям: на смену российским рекламодателям придут бренды из дружественных стран, а некоторые компании просто заложат в бюджет штрафы, считают они
После принятия закона, запрещающего размещать рекламу у иноагентов, снижение доходов иноагентов-блогеров составит до 80%. Об этом «Коммерсанту» заявила гендиректор маркетингового агентства JAMI LUP Юлия Долгова. Большая часть аудитории иноагентов — российская, как и рекламодатели, пояснила она. Другие собеседники издания на рекламном рынке оценили падение доходов скромнее — в 50–60%.
По мнению одного из них, снижение рекламных доходов иноагентов продлится максимум полгода — «до адаптации к работе с новыми партнерами и схемами». Например, на смену российским рекламодателям придут бренды из дружественных стран, выходящие на российских рынок, отметила Долгова. Рекламироваться у иноагентов могут продолжить и нелегальные букмекеры, отметили собеседники «Коммерсанта».
Кроме того, часть российских рекламодателей могут взять на себя риски и заложить в бюджет размер штрафа, предположил управляющий директор TWIGA PR Евгений Темпераментов. «Любая реклама на канале таких авторов, особенно на фоне ограничений, может восприниматься сверхпозитивно и приносить реальную выгоду рекламодателям», — пояснил он. По оценке эксперта, доходы блогеров-иноагентов от рекламы по итогам 2023 года могли превысить 5 млрд рублей.
Накануне, 28 февраля, Госдума приняла в третьем чтении закон, запрещающий рекламировать и размещать рекламу у иноагентов на любых платформах. Ответственность предусмотрена как для иноагентов, так и для рекламодателей. Для физлиц штраф составит до 2500 рублей, для руководителей компаний и ИП — от 4000 до 20 000 рублей, для малых предприятий — от 50 000 до 250 000 рублей, для средних и крупных предприятий — от 100 000 до 500 000 рублей.
Вскоре после этого признанная иноагентом журналистка Катерина Гордеева объявила, что ее YouTube-проект «Скажи Гордеевой» приостанавливает работу. «В связи с принятием закона о запрете рекламы у иноагентов, мы больше не сможем работать как прежде. <...> Теперь реклама у нас — преступление. Трудно поверить, что кто-то решит совершить его из благородных побуждений, рискуя бизнесом, собой, близкими», — отметила она. По словам журналистки, у команды есть уже отснятые выпуски и те, что снимаются прямо сейчас, — публиковаться все снятое будет «по мере сил и возможностей».