Daimler Truck в 2024 году продал свою долю в 15% в российском «Камазе»
Немецкий концерн Daimler Truck, входящий в Mercedes-Benz Group, в 2024 году продал последние принадлежащие ему 15% акций в российском производителе грузовиков «Камаз», сообщил гендиректор автозавода Сергей Когогин. Последний крупный западный инвестор покинул отечественный автопром, пишут «Ведомости»
Последний крупный западный инвестор — немецкий Daimler Truck (производитель грузовиков, входящий в Mercedes-Benz Group, бывшую Daimler AG) — покинул отечественный автопром. Концерн продал свои 15% акций в «Камазе», сообщил в интервью «Ведомостям» генеральный директор крупнейшего российского производителя грузовиков Сергей Когогин.
«Их дальнейшие планы в отношении нашей компании не известны. Для нас гораздо важнее то, что прекращение взаимоотношений с европейскими партнерами, изменившее, безусловно, наш продукт, не повлияло на нашу возможность производить коммерческую технику и развивать наш модельный ряд», — рассказал Когогин. Он не стал раскрывать, кто стал покупателем акций, и сумму сделки.
Сделка прошла, все одобрения получены, уточнил источник, близкий к «Камазу», не раскрыв подробностей. Основными акционерами «Камаза» остаются «Ростех» (47,1%) и компания «Автоинвест» (23,5%). «Автоинвест» принадлежит Рубену Варданяну (владеет 20% через доверительного управляющего), Когогину (30%) и бизнесмену Николаю Тимохину (50%), пишет газета. «Ведомости» направили вопросы в Daimler и «Ростех».
Ранее из активов в российской автомобильной промышленности вышли другие крупнейшие западные автоконцерны, в январе завод корейской Hyundai в Санкт-Петербурге купила компания «Арт-финанс». Немецкий концерн стал акционером «Камаза» в 2008 году, купив 10% производителя грузовиков у инвестиционной компании «Тройка диалог» Варданяна за $250 млн. В 2010 году Daimler и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) купили еще 5% «Камаза»: 1% — Daimler; 4% — ЕБРР. Позднее Daimler выкупил у банка 4% акций.
В мае 2019 года Daimler и «Камаз» открыли завод каркасов кабин для тягачей на производственной площадке «Камаза» в Набережных Челнах. Управляющим проекта стало паритетное совместное предприятие «Даймлер Камаз рус» («ДК рус»). Завод мощностью 55 000 кабин стоил 14 млрд рублей. В январе 2023 года «Камаз» консолидировал 100% «ДК рус» и переименовал его в «Тракс восток рус». За полгода до этого эта компания стала дистрибьютором линейки среднетоннажных фургонов «Компас», которые «Камаз» выпускает в партнерстве с китайской JAC.
Крупнейший производитель грузовиков в мире Daimler Truck решил приостановить сотрудничество с «Камазом» в феврале 2022 года. 26 февраля 2022 года «Камаз» попал под санкции ЕС в ответ на начатую 24 февраля «военную спецоперацию»* на Украине. 28 февраля того же года гендиректор компании Сергей Когогин опубликовал видеообращение, в котором заявил, что в «Камазе» согласовали план действий с правительством и «намерены продолжать сотрудничество и выполнять все взятые на себя обязательства».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.