Минздрав решил включить лекарства от склероза от «Биокада» в список жизненно важных
Комиссия Минздрава рекомендовала включить в список жизненно важных два новых препарата для лечения рассеянного склероза, созданные «Биокадом». Российская компания пыталась добиться этого в ФАС и через суд несколько месяцев, считая, что бездействие комиссии «создает конкурентное преимущество для других препаратов» при госзакупках
Комиссия Минздрава рекомендовала включить в лекарственные перечни два новых препарата для лечения
рассеянного склероза, полностью созданные в России, сообщили Forbes в российской биотехнологической компании «Биокад». Производимые на ее мощностях «Ивлизи» (дивозилимаб) и «Тенексиа» (сампэгинтерферон бета-1а) будут включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и в перечень препаратов для программы по 14 высокозатратным нозологиям (14 ВЗН).
«Включение в
лекарственные перечни препаратов, которые полностью производятся на территории
страны, гарантирует их поставки тогда, когда это действительно необходимо», — заявил по этому поводу замгендиректора по корпоративным связям и коммуникациям «Биокада» Алексей Торгов.
«Биокад» зарегистрировал эти два препарата весной 2023 года, но они не были включены в перечни, так как заседание комиссии Минздрава по их формированию в последний раз проходило в феврале 2023 года. Минздрав в январе 2024 года подтвердил, что список ЖНВЛП в последний раз пересматривали в 2023 году, а 14 ВЗН — в 2021-м, подчеркнув, что это соответствует правилам формирования перечней.
В декабре 2023-го «Биокад» попросил Федеральную антимонопольную службу помочь с проведением комиссии. А в январе 2024-го подал в ФАС жалобу на бездействие замглавы Минздрава Сергея Глаголева, который ее возглавляет. Компания попросила ФАС вынести предписание об устранении нарушений и привлечь Глаголева к административной ответственности, отметив, что бездействие возглавляемой им комиссии «создает конкурентное преимущество для других препаратов».
В январе 2024 года «Биокад» подал иск в арбитражный суд из-за бездействия Глаголева, настаивая на проведении заседания комиссии. Сейчас, когда комиссия проведена, пресс-служба компании ответила на запрос Forbes по поводу судьбы иска, что о «принятом решении сообщит отдельно».
«Биокад» в своем декабрьском письме в ФАС, оказавшемся в распоряжении «Коммерсанта», отмечал, что из-за невнесения препаратов в перечни не может участвовать в госзакупках, в ходе которых структура Минздрава может закупить другое средство от рассеянного склероза — окрелизумаб от Roche — на 13,2 млрд рублей на 2024–2025 годы. И в результате «как минимум до 2026 года большинство пациентов будет обеспечено им и врачи не смогут в этот период массово применять российское средство». В компании подчеркивали, что ее препараты производятся по полному циклу внутри страны, в то время как окрелизумаб только упаковывается в России. В Roche по этому поводу сообщили, что локализовали выпуск своего препарата в 2019 году на мощностях «Р-Фарма».
В рейтинге лучших фармкомпаний России в 2020 году первое место по выручке и прибыли занял «Р-Фарм» Алексея Репика. На втором оказался «Биокад», совладельцем которого является Виктор Харитонин.