Экономисты РАН оценили дефицит кадров в России почти в 5 млн человек
Дефицит кадров в России в 2023 году составил почти 5 млн человек, говорится в исследовании Института экономики РАН. Нехватка рабочей силы сохраняется даже в условиях стабильного предложения на рынке труда и уже тормозит рост экономики, предупредили ученые. О кадровом голоде сегодня заявляют больше 90% компаний, отмечают участники рынка
Дефицит кадров в России по итогам 2023 года составил 4,8 млн человек. Об этом говорится в исследовании ведущего научного сотрудника ФГБУН «Институт экономики РАН» Николая Ахапкина, опубликованном в вестнике института. Ранее на публикацию обратили внимание «Известия».
«В середине 2023 года численность работников, которых требуется принять на вакантные рабочие места, по данным Росстата, составила 6,8% от списочной численности. <...> Если распространить представленные Росстатом данные на всю совокупность занятых, то нехватка работников в 2023 году, ориентировочно, составит 4,8 млн человек», — указано в статье.
Там же отмечается, что дефицит рабочей силы проявляется даже в условиях стабильного предложения на рынке труда и уже стал фактором, тормозящим рост экономики. По данным Росстата, доля работников, которых необходимо трудоустроить, варьируется от отрасли к отрасли. Например, в организациях, занимающихся железнодорожными пассажирскими перевозками она составляет 2,1%, а в компаниях, реализующих продукты питания и напитки, — 17,3%.
Сегодня о кадровом голоде заявляют больше 90% российских компаний, заявил в беседе с «Известиями» операционный директор сервиса «Подработка» Александр Ветерков. По его словам, сильнее всего ощущается нехватка массового персонала: продавцов, операторов и водителей. Также недостает представителей рабочих специальностей, включая токарей и сварщиков.
В начале ноября глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала нехватку рабочей силы главной проблемой российской экономики. «Мы это видим, кстати, по опросам предприятий», в которых участвуют 13 000 российских компаний, уточнила она. Владимир Путин на прямой линии 14 декабря заявил, что уровень безработицы в стране опустился до 2,9%, чего «вообще никогда не было в истории России», но признал, что «потребности на рынке труда есть».
Автор статьи в вестнике Института экономики РАН, анализируя состояние российской экономики в условиях санкций, привел и другие факторы, угрожающие ее росту. «Внутреннее производство пока не в состоянии заменить импорт по целому ряду критически значимых технологичных товаров и по средствам производства, без которых будет трудно обеспечить бесперебойность производственных процессов во многих секторах экономики. Сохраняются и многие структурные проблемы, которые сформировались в стране еще до 2022 года», — констатирует Ахапкин.
По его мнению, «критической угрозой» для экономического развития является и возможное снижение инвестиционной активности, до сих пор не восстановившейся после резкого спада в 1990-х годах. В 2022 году общий объем инвестиций в основной капитал не превысил 85% по отношению к показателю за 1990 год, говорится в исследовании. Если с 2025 года начнется планируемое Минфином сокращение бюджетных расходов, то «поддерживать даже достигнутые к настоящему времени темпы роста инвестиций вряд ли удастся», предупредил Ахапкин.