Эксперты спрогнозировали разворот к росту на 5-7% на российском рынке одежды и обуви
Российские компании и бренды нарастили свою представленность среди крупнейших игроков рынка одежды и обуви, заложив основу для разворота от падения к росту, полагают аналитики «Яков и партнеры». В то время как рынок в последние четыре года падал в среднем на 3,5% в год, в течение ближайших пяти лет он может прирасти на 5–7%, прогнозируют они
Рынок одежды и обуви может прирасти на 5–7% в ближайшие пять лет за счет развития его российских участников. Такой прогноз в базовом позитивном сценарии приводят эксперты консалтинговой компании «Яков и партнеры» в отчете «Будущее рынка fashion в России: «затянуть пояса» или «мода без границ»?» (есть в распоряжении Forbes).
С 2018 по 2022 год, по оценкам компании, среднегодовое падение рынка одежды и обуви в России составило 3,5%. Единственным периодом роста за последние пять лет стал 2021 год, что может быть связано с реализацией отложенного спроса после пандемии. Эксперты отмечают, что последние изменения заложили основы на разворот тренда на рынке в целом:
- Доля сегмента доступной моды достигла отметки 72%;
- Более 70 крупных иностранных компаний с выручкой более 450 млрд рублей покинули рынок России;
- Доля российских игроков из первой тридцатки по выручке относительно всего рынка выросла с 20% до 35%;
- Онлайн-сегмент ежегодно прирастал на 35% и сохраняет потенциал роста.
Росту доли бюджетного сегмента до 72% способствовали давление на верхние ценовые сегменты из-за роста цен на фоне ослабления рубля, ограничение на импорт товаров этих сегментов, проблемы с логистикой и уход международных игроков, пишут аналитики. «Доля российских игроков из первой тридцатки относительно всего рынка по объему выручки выросла за пять лет с 20% до 35%, при этом свою роль сыграл не только уход других игроков, но и правильно выбранная стратегия: ключевыми факторами успеха стали доступный продукт, диверсифицированная бизнес-модель и федеральное покрытие», — отметил партнер, руководитель практики розничной торговли и потребительских товаров, соавтор отчета Денис Довганич.
Отдельно он выделил бизнес-модель маркетплейсов: в 2021–2022 годах она обеспечила «быстрый рост оборота от 35% до 130% в зависимости от площадки, что подчеркивает растущую роль онлайн-ретейла в нашей стране». Доля онлайн-продаж на рынке одежды и обуви в России растет более чем вдвое быстрее, чем в большинстве стран-лидеров: например, в 2018–2022 годах ежегодный прирост достигал 35% (сопоставимо с показателем Индонезии). Максимальный охват онлайн-канала продаж в большинстве стран-лидеров в период ковид-ограничений составлял не более 41–44%, что говорит о потенциальном запасе роста (охват в 2022 году — около 32%), говорится в отчете.
Авторы отмечают, что на горизонте пяти лет рынок в России будет трансформироваться, а его изменения будут зависеть от демографической ситуации, покупательской способности населения и внешнеполитических факторов. Базовый позитивный сценарий, описанный экспертами в отчете, предполагает минимальное восстановление потребительского спроса, сокращение глобальных логистических проблем, оптимизацию производственных цепочек и себестоимости производства, а также выход на рынок новых зарубежных игроков и рост туристического потока.
Директор «Яков и партнеры» и соавтор отчета Максим Болотских полагает, что отечественным мультибрендовым ретейлерам «важно уже сейчас начать готовиться к гонке за потребителем в новой реальности». Он советует торговым сетям усилить CVP (customer value proposition — ценностное предложение) для массового сегмента; дифференцироваться за счет phygital-опыта (сочетания цифровой и физической реальности); найти баланс между конкуренцией и партнерством с маркетплейсами; по возможности консолидировать торговые площади и развивать партнерские форматы для удаленных локаций.
Для конкретных нишевых брендов Болотских рекомендует правильное позиционирование в освободившихся дефицитных нишах; запуск лимитированных и авторских коллекций; выход на международные рынки; ориентацию на формирование комьюнити вокруг бренда. По словам директора «Яков и партнеры», важно, чтобы такая работа стала системной и получила широкое распространение. «Тогда текущая ситуация может стать полноценным трамплином для роста отечественной моды», — подытожил Болотских.
Средняя цена на обувь в России увеличилась за год на 25%, на одежду — на 21%, подсчитали аналитики сервиса «Мой склад». За два года рост составил 51% на обувь и 41% на одежду. При таком росте цен покупательское поведение нестабильно, отмечают аналитики: продажи одежды растут, а обуви — падают. В лидеры продаж выходят отечественные марки, а интерес к массовому сегменту снижается. В 2022 году покупательская активность была низкой: продажи одежды сократились на 3%, а обуви — на 6% относительно 2021 года. В этом году продажи одежды растут, несмотря на рост цен, самый активный рост продаж — в среднеценовом сегменте, где средний чек начинается от 15 000 рублей, отмечалось в исследовании.