Запрет на уменьшенную упаковку могут распространить на продукты не по ГОСТу
Минпромторг планирует рассмотреть поправки, запрещающие продажу в произвольной упаковке социально значимых продуктов, изготовленных в рамках технических условий (ТУ). Ранее в России изменили ГОСТ и теперь гречка, например, должна продаваться в упаковке по 0,5, 1 и 2 кг, а молоко — в пакетах по 0,2, 0,25, 0,5, 1 и 2 литра
Минпромторг планирует рассмотреть поправки в технический регламент «О безопасности пищевой продукции» с целью обязать производителей социально значимых продуктов, в том числе гречки, сахара и молока, упаковывать их только в упаковку стандартного объема и веса, сообщил «Известиям» замглавы ведомства Виктор Евтухов.
В начале ноября Генпрокуратура сообщила о внесенных в ГОСТ требованиях к объемам фасовки социально значимых продуктов. Теперь для соответствия ГОСТу таких продуктов, как сливочное и подсолнечное масло, вермишель, сахар, соль, мука, рис, пшено, черный чай, а также некоторых других продовольственных товаров первой необходимости, на их упаковке должны использоваться только фиксированные значения. К примеру, гречневая крупа должна фасоваться по 500, 1000, 2000 граммов, а молоко — по 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров.
Евтухов объяснил «Известиям», что требованиям ГОСТа нужно соответствовать только в том случае, если продукция изготавливается по стандарту. «ГОСТ сегодня все-таки не является обязательным стандартом, производитель может продолжать выпускать продукцию по техническим условиям (ТУ), фасуя ее как хочет», — отметил он, объясняя суть поправок в регламент. Замминистра сообщил, что ведомство готово также предложить ЕАЭС внести соответствующие изменения в общий технический регламент о безопасности пищевой продукции, который обязателен к исполнению.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков заявил изданию, что в теории производители могут перейти на стандартные упаковки, но перестройка производства займет от 12 до 15 месяцев. Технически переход возможен не раньше 2025 года, подчеркнул он. И предупредил, что эти изменения могут привести к дополнительному подорожанию товаров.
Упаковки с молочными продуктами объемом от 920 до 985 мл появились на прилавках после кризиса 2008–2009 годов. Разница в 30–50 мл для потребителя несущественна, а вот к росту цен он крайне чувствителен, объясняла это явление «Ведомостям» на тот момент вице-президент Danone в России и СНГ Марина Балабанова. В 2019 году в рознице стали продаваться куриные яйца в упаковках по девять штук вместо десяти. А кондитерские предприятия снизили массу шоколадных плиток со 100 г до 80–90 г, вес банки растворимого кофе уменьшился с 95 г до 85 г, корма для домашних животных стали продаваться в упаковке 75 г вместо 85 г. В начале 2023 года российские производители молочной продукции стали все чаще указывать на упаковке молока, сливок или кефира его вес, а не объем. «Большинство потребителей не догадываются, что килограмм молока меньше, чем литр», — объяснил РБК глава правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.