Производителям социально значимых продуктов запретили произвольные объемы фасовки
В России в ГОСТ внесли требования к производителям об объемах фасовки социально значимых продуктов, сообщила пресс-служба Генпрокуратуры. В ведомстве отметили, что производители нередко снижают объем, количество и вес продуктов, при этом не уменьшая, а увеличивая их цену. «Подобные манипуляции вводят в заблуждение потребителей относительно соответствия объема и веса товаров их стоимости», — подчеркивается в пресс-релизе.
В ведомстве рассказали, что теперь для соответствия ГОСТу таких продуктов, как сливочное и подсолнечное масло, вермишель, сахар, соль, мука, рис, пшено, черный чай, а также некоторых других продовольственных товаров первой необходимости, на их упаковке должны использоваться фиксированные значения. К примеру, гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 граммов, а молоко — по 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров, объяснили в Генпрокуратуре.
Ведомство попросило Минпромторг и Минсельхоз помочь с внедрением новых требований, соблюдая при этом баланс интересов всех участников торговых правоотношений. Со своей стороны Генпрокуратура пообещала проводить мониторинг соблюдения новых правил фасовки социально значимых продовольственных товаров.
В августе Генпрокуратура предостерегла производителей, поставщиков и продавцов социально значимых товаров об ответственности за манипуляции с ценами. «Участники рынка, которые скрывают от населения достоверную информацию о товаре и вводят в заблуждение относительно изменения его реальной стоимости, своими действиями могут спровоцировать социальную напряженность», — отметили в ведомстве. И призвали Минпромторг принять меры по урегулированию ситуации, в том числе ввести единые требования к фасовке.
После кризиса 2008-2009 годов на прилавках стали появляться упаковки с молочными продуктами объемом от 920 до 985 мл. Как объясняла «Ведомостям» на тот момент вице-президент Danone в России и СНГ Марина Балабанова, разница в 30–50 мл для потребителя несущественна, а вот к росту цен он крайне чувствителен. В 2019 году в рознице стали продаваться куриные яйца в упаковках по девять штук вместо десяти. Кондитерские предприятия снизили массу шоколадных плиток со 100 г до 80–90 г, вес банки растворимого кофе уменьшился с 95 г до 85 г, корма для домашних животных стали продаваться в упаковке 75 г вместо 85 г. В начале 2023 года российские производители молочной продукции стали все чаще указывать на упаковке молока, сливок или кефира его вес, а не объем. «Большинство потребителей не догадываются, что килограмм молока меньше, чем литр», — объяснил РБК глава правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Он напомнил, что традиционно в России на упаковке жидких товаров указывался объем, а не вес.