ФАС разработала законопроект о запрете на беспричинный рост цен на товары и продукты
Федеральная антимонопольная служба разработала и внесла в правительство законопроект, запрещающий рост цен на товары без видимых причин — на 30% в течение 60 дней, узнали «Известия». Согласно проекту, если компанию уличат в необоснованном росте цен, ей сначала будут грозить предписания, а затем — административные дела и штрафы
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала и внесла в правительство на рассмотрение поправки в законодательство, которые запретят крупным компаниям устанавливать экономически необоснованные цены на товары, пишут «Известия» со ссылкой на текст документа. Его разработали по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова. Поправки будут носить временный характер.
Документ оговаривает ограничения на резкий рост стоимости товаров и продуктов — до 30% не более чем за 60 дней при условии, что его нельзя объяснить экономическими факторами. К ним ФАС отнесла существенное изменение спроса или предложения товаров, колебание регулируемых тарифов, цен на сырье и комплектующие, сезонные факторы и другие причины. Перечень товаров, которые будет отслеживать ФАС, установит правительство. В законопроекте оговаривается, что решение о необоснованном росте ФАС будет принимать на основе данных от Минэкономразвития.
В пояснении к проекту поправок к закону о защите конкуренции отмечается, что причиной роста цен на товары в ряде случаев «служит недобросовестное поведение участников рынков, которые ведут спекулятивную политику в отношении потребителей». В ФАС не уточнили конкретные случаи значимого роста цен без видимых причин в последние два года. Если ФАС выявит признаки нарушения, то компания сначала получит предупреждение (предписание). В случае его игнорирования ей грозит возбуждение дела и могут быть назначены штрафы: для юрлиц — до 0,03% суммы выручки от реализации товара (но не менее 50 000 рублей), следует из поправок в Кодекс об административных правонарушениях, также разработанных ФАС.
В ФАС сообщили, что законопроект позволит оперативно пресекать недобросовестное поведение отдельных хозяйствующих субъектов на рынке, а сами меры будут носить временный характер. Закон должен вступить в силу с момента опубликования, предполагается, что он будет действовать до конца 2024 года, согласно материалам к законопроекту. В аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова добавили, что поручение разработать законопроект ФАС получила в сентябре. Источник в правительстве сообщил, что кабмин получил проект.
В Институте развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ) объяснили, что законопроект легализует понятие «экономически необоснованной цены», в первую очередь для товаров массового спроса. Это означает существенное расширение возможностей по вмешательству регуляторов в ценообразование по всей товаропроводящей цепочке, отметили в ИРПЭ. Среди рисков в ИРПЭ выделили усиление государственного контроля за участниками рынка, в первую очередь за ретейлерами, которых смогут, например, чаще проверять.
В Минпромторге сказали, что замечаний и предложений у ведомства в отношении законопроекта не возникло. В пресс-службе пояснили, что торговые сети транслируют цены производителей на полку и в целом неохотно идут на повышение цен, это их конкурентное преимущество. Некоторые сети устанавливают нулевую и даже отрицательную торговую наценку на продукты питания первой цены (базовые, которые покупают прежде всего) за счет собственной маржи, отметили в пресс-службе Минпромторга. В России действуют два механизма регулирования цен: во-первых, правительство может определить предельно допустимую цену на товар, если его стоимость повысилась на 10%, во-вторых, ретейлеры добровольно обязуются ограничить наценки на социально значимые продукты 5%.
Резкое повышение цен не характерно для современного ретейла, заявил вице-президент, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Станислав Богданов. Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов предупредил, что основные продажи составляют товары с глубокими скидками в 30–40%, а к ответственности потенциально можно привлечь любое предприятие, приложив накладные другого юрлица на аналогичный товар по акции и без скидки. Собеседник в одной из крупных продуктовых сетей отметил, что пока неясно, как в принципе регуляторы будут реализовать новые нормы на практике. Минэкономразвития проводит анализ розничных цен на основе данных Росстата, которые отражают динамику в целом по рынку, а не по отдельным торговым сетям или магазинам, уточнил он.