Поток деловых поездок на поезде за 11 месяцев 2023 года вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и почти сравнялся с показателем 2019-го, уступая ему только 3%. Доля командировок, в которые бизнес-туристы отправлялись на поездах, достигла 44% (41% в 2022-м и 40% в 2019 году) против 56% командировок, для которых сотрудники приобретали авиабилеты. К такому выводу пришли эксперты компании «Аэроклуб», крупного игрока на рынке делового туризма. С исследованием компании ознакомился Forbes.
Чаще всего деловые путешественники выбирали сидячие вагоны — на них пришлось 49% от всех железнодорожных билетов. Средняя стоимость билета этим классом составила с января по ноябрь 2023 года 3320 рублей (рост на 3% к 2022 году и на 8% к 2019-му). В 42% случаев бизнес-туристы предпочитали путешествие в купе, стоимость билетов в среднем составляла 3900 рублей (на 6% больше показателей 2022 года и на 27% — 2019-го). Плацкарт по среднегодовой цене 2200 рублей выбрали лишь 6% сотрудников. Цена за такой билет выросла на 3% к прошлому и на 30% к 2019-му. На вагоны люкс и СВ пришлось 2% и 1% купленных билетов соответственно. В среднем компании платили за поездку сотрудника в вагоне люкс 10 200 рублей, это на 45% больше цены прошлого года и на 83% больше, чем в 2019 году. Средняя цена бизнес-поездки в СВ составила 9820 рублей (на 50% больше, чем в 2022 году, и на 2% меньше, чем в 2019-м).
Больше всего увеличилась частота поездок в города южных регионов: Краснодар (плюс 45% к 2022 году и плюс 124% к 2019 году), Ростов-на-Дону (52% и 37% соответственно), Воронеж (35% и 70%), Адлер (50% и 524%) и Сочи (56% и 105%)
«Значительный рост востребованности южных направлений объясняется необходимостью бизнеса пересесть на поезда в условиях закрытия южных аэропортов», — напоминает управляющий директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова. Именно поэтому востребованность железнодорожного сообщения со стороны представителей бизнеса оказалась больше, чем у авиабилетов: к прошлому году спрос на авиаперевозки вырос лишь на 13% и пока отстает от 2019 года на 20%.
Ограничения на полеты в ряд аэропортов на юге России Росавиация ввела 24 февраля 2022 года, в связи со «спецоперацией»* на Украине. До сих пор приостановлена работа аэропортов Ростова, Краснодара, Анапы, Геленджика, Элисты, Ставрополя, Белгорода, Брянска, Курска, Воронежа и Симферополя.
По данным исследования, почти половину (47%) из всех железнодорожных билетов представители бизнеса приобрели на скоростные поезда. Спрос на эту категорию поездов вырос по сравнению с прошлым годом на треть. Самым популярным маршрутом стали путешествия между Москвой и Санкт-Петербургом — на это направление пришлось 39% всех билетов. Средняя стоимость такого билета в 2023 году в среднем составляла 4500 рублей, что на 13% выше, чем годом ранее, и на 12% — чем в 2019-м. Для сравнения, средняя стоимость авиаперелета между двумя столицами достигла 8200 рублей в экономклассе, что на 14% больше год к году и на 18% больше, чем в 2019-м. На втором месте по востребованности оказался железнодорожный маршрут между Москвой и Нижним Новгородом — на него пришлось 15% всех приобретенных билетов на скоростные поезда.
Наиболее часто в командировки на поезде отправлялись представители ретейла — на них пришлось 23% всех железнодорожных билетов (эта категория бизнес-путешественников прибавила 40% к 2022 году и 13% к 2019-му). Сотрудники IT- и телеком-компаний заняли вторую строчку с долей в 13%.
Самым дорогим железнодорожным билетом, приобретенным представителем бизнеса с начала 2023 года, стал билет по маршруту Краснодар — Москва в вагоне класса люкс. Он обошелся сотруднику одной из фармацевтических компаний в 30 500 рублей.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.