Авиакомпания «Аврора» не выполняет часть субсидируемых государством рейсов
Счетная палата обнаружила нарушения при распределении субсидий на поддержку авиарейсов на Дальнем Востоке, часть из них авиакомпания «Аврора» не выполняла, получая господдержку. К таким выводам пришли аудиторы по итогам анализа мер помощи малой авиации со стороны государства
Счетная палата в отчете по итогам аудита мер господдержки малой авиации пришла к выводу, что дальневосточная авиакомпания «Аврора» регулярно не выполняет заявленное количество рейсов по некоторым социально значимым маршрутам, на которые получает субсидию. Об этом пишет РБК, ознакомившись с материалами отчета.
Аудиторы проверяли в том числе распределение субсидий, предусмотренных постановлением правительства о поддержке пассажирских авиаперевозок в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Сама проверка прошла в январе — августе 2023 года. Аудиторы анализировали использование субсидий в 2022 году и за восемь месяцев 2023 года. «По итогам 2021 года по отдельным маршрутам не выполнено 327 рейсов, в 2022 году — 1516 рейсов (или 32,4% от заявленной льготной программы)», — выявили аудиторы факты невыполнения рейсов, субсидии на которые были получены «Авророй». «Это не позволяет обеспечить необходимый уровень доступности льготных авиаперевозок для населения», — заключили в Счетной палате.
По данным Счетной палаты, «Аврора» совсем не выполняла рейсов по маршруту Красноярск — Комсомольск-на-Амуре (должна была выполнить 124 рейса) и по маршруту Улан-Удэ — Агинское (план — 90 рейсов). Дальневосточная авиакомпания выполнила только 72 рейса из запланированных 282 по маршруту Анадырь — Петропавловск-Камчатский, 90 из запланированных 300 — по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Южно-Сахалинск. В 2022 году «Аврора» получила от Росавиации субсидии на 1,06 млрд рублей на рейсы, которые не были предусмотрены соглашением с ведомством, следует из отчета по итогам аудита мер поддержки.
Счетная палата рекомендовала исключить из правил предоставления субсидий требование о том, что в состав учредителей авиаперевозчика должны входить представители властей двух или более регионов ДФО, и прописать в них критерии отбора, если на средства претендуют несколько перевозчиков. Сейчас получить средства может только «Аврора». В 2022 году на программу было выделено 5,7 млрд рублей, в 2023 году — 5,9 млрд рублей.
Аудиторы сочли, что соглашение о выделении господдержки между Росавиацией и «Авророй» составлено с нарушениями: в нем отсутствует такой показатель, как количество рейсов по конкретным маршрутам, которое необходимо выполнить для достижения результата программы. С сентября 2022 года правительство исключило из правил норму об ответственности перевозчиков (возврат средств в бюджет) за недостижение показателей. Ответственность не установлена и в соглашении о выделении субсидии на 2023 год. По части субсидируемых рейсов «Аврора» не запускала своевременно продажу билетов — она должна быть открыта спустя пять дней после подписания договора. По оценке Счетной палаты, это свидетельствует о ненадлежащем контроле Росавиации за соблюдением АО «Авиакомпания «Аврора» порядка предоставления субсидии».
В отчете отмечается, что на дату завершения проверки не была согласована финансовая модель объединенной авиакомпании «Аврора», поручение о создании которой дал первый вице-премьер Андрей Белоусов в 2021 году, когда в ее состав вошли еще четыре региональных перевозчика ДФО. Согласно параметрам актуальной финмодели, уровень рентабельности субсидируемых авиаперевозок должен составлять 0%. Однако по итогам 2022 года чистая прибыль «Авроры» от перевозок с господдержкой составила 779,6 млн рублей, или 13,2% суммы субсидии.
Аудиторы также указали на проблемы с завышением суммы необходимой поддержки: расчет производится с учетом парка «Авроры», а рейсы выполняют другие перевозчики по код-шеринговым соглашениям (одна авиакомпания продает билеты, другая — выполняет рейс под кодом первой). Так, субсидия для рейса Хабаровск — Зея (с посадкой в Благовещенске) рассчитывалась под канадский турбовинтовой самолет DCH-8 «Авроры», а рейсы выполняли «Сибирская легкая авиация» и авиакомпания «Ангара» (летают на Л-410 и Ан-24). Завышение стоимости рейса по маршруту в 2022 году составило 0,9 млн рублей и 0,4 млн рублей соответственно. Общее завышение субсидии за прошлый год — 127,9 млн рублей.
В Росавиации сообщили, что знакомы с отчетом Счетной палаты, а «специалисты агентства проверяли деятельность перевозчика в рамках этого постановления». Между Росавиацией и «Авророй» планируется заключить дополнительное соглашение, которое уточнит показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидий в 2023 году, сказали в агентстве. В Минтрансе напомнили, что программу поддержки полетов в ДФО запустили в 2021 году, тогда по ней было выполнено 1932 рейса, в прошлом году — 8061 рейс. По данным Росавиации, в первый год по программе перевезли 62 100 человек, в 2022 году — 355 000 пассажиров. «Плановый показатель достижения результата субсидирования в 2023 году составляет 7486 выполненных рейсов. При этом только за январь — октябрь уже выполнено 6777 рейсов», — добавили в Минтрансе.