Не только человейники: откуда в Москве так много элитных строек
Рынок элитной недвижимости Москвы без преувеличения переживает хорошие времена. По просьбе Forbes член правления AREA Григорий Ашихмин и управляющий партнер «Intermark Городская Недвижимость» Дмитрий Халин подсчитали, что за 11 месяцев 2023 года в продажу было выведено 16 новых премиальных проектов. В оценке динамики эксперты разошлись: Ашихмин считает, что число новых проектов в сравнении с 2022 годом увеличилось на 33%, Халин — что на 23%.
Высок и спрос: по оценке NF Group (есть у Forbes), за весь 2023 год в Москве будет продано 1350 высокобюджетных лотов, рост в сравнении с 2022 годом составит 57%.
Опрошенные Forbes участники рынка отмечают, что его расшевелили, с одной стороны, люди со свободными деньгами, а с другой стороны — возросшее предложение. Важный тренд — немалую долю проектов этого года строят компании, до этого элитным жильем не занимавшиеся.
Инвестируем дома
В Москве появляется все больше людей, у которых есть деньги на премиальную недвижимость и нет возможности инвестировать во что-то другое, считают собеседники Forbes. Владелец агентства элитной недвижимости Nika Estate Виктор Садыгов отмечает, что в стране происходит трансформация рынков, в том числе укрупнение всех бизнесов, ориентированных на импортозамещение. Наблюдается ротация элит, одни перевозят бизнес за границу, другие переезжают из регионов в Москву. «В стране достаточно большой объем капиталов на фоне дефицита надежных инвестпроектов, колебания курсов, инфляции, — считает Садыгов. — Некоторые еще рассматривают для вложений зарубежные рынки, открытые для россиян, но есть и те, у кого, напротив, такой возможности нет, а вот желание инвестировать есть». Рост интереса к элитной недвижимости связан со снижением доходности альтернативных финансовых инструментов, добавляет директор по маркетингу девелопера Sense Диана Гайнуллина.
Богатые покупатели дорогой недвижимости в Москве — это жертвы колебаний курса рубля, из-за которых инвестиции за рубежом стали невыгодными, считают эксперты. «Резкое падение рубля вызвало охлаждение интереса к зарубежной недвижимости, — констатирует основатель агентства недвижимости Ageeva Real Estate Татьяна Агеева. — Рублевый капитал даже очень состоятельных людей в долларовом эквиваленте просел, и недвижимость за границей стала менее выгодной. Естественно, в таких условиях фокус сместился в сторону России».
«Намечается тренд, который можно сформулировать так — «инвестируем дома», — иронизирует директор по девелопменту компании Rariteco Екатерина Борисова.
Но рост спроса далеко не единственный фактор. «Рынок элитного жилья — это отчасти тот сегмент, где новое интересное предложение как раз и рождает спрос, — уверен Халин из «Intermark Городская Недвижимость. — Во многом благодаря тому, что на рынок начали выходить проекты как точечной, так и крупной квартальной застройки в разнообразных локациях — от Хамовников до Якиманки и Басманного района, внимание целевой аудитории к рынку элитных новостроек повысилось, спрос оживился».
«Стимулируют спрос и сами застройщики путем запуска новых проектов, так как многие потенциальные покупатели высокобюджетного жилья часто ожидают новинок, чтобы инвестировать именно в актуальные и свежие проекты», — добавляет директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова. «Сейчас очевидно, что тренд на инвестиции в России будет усиливаться из-за фактического закрытия для российских покупателей западных рынков жилья, — резюмирует Борисова из Rariteco. — На этом фоне, конечно, будет расти спрос. Старые и новые компании стремятся выйти на рынок дорогостоящего жилья, как раз чтобы «поймать волну».
На новенького
Новых игроков на элитном рынке действительно стало больше. «Непрофильных игроков можно разделить на две категории, первые — это застройщики, которые до этого работали в эконом- и комфорт-классе, вторые — совершенно новые команды, которые пришли из смежных областей», — говорит Ашихмин из AREA.
«Доля непрофильных игроков, которые вывели новые проекты в 2023 году, составляет примерно 26% от общего числа застройщиков», — подсчитала директор по стратегическому маркетингу и продукту Level Group Александра Мамохина. «Такая ситуация на рынке происходит не впервые, — вспоминает Халин из «Intermark Городская Недвижимость». — Были на рынке непрофильные игроки и в начале 2000-х. Так, в свое время Остоженку и Арбат застраивали в том числе компании, которые реализовали один проект в элитном сегменте. Многие из них после перестали существовать либо же с этим бизнесом завязали».
Однако большая часть «новичков» элитного рынка — вовсе не новички на рынке московской недвижимости. Речь идет об известных девелоперах, которые вышли в более премиальный сегмент. «В 2023 году на рынок элитного жилья вышли проекты от Level Group, ЖК делюкс-класса «Хамовники 12» от Coldy, есть проект Le Dome от ЛСР, проект Eleven от РСТИ, ЖК премиум-класса Doro Mille от IQ Estate, ЖК Turgenev от «НеоСтрой», ПИК расширяется не только в сторону бренда Forma, но и планирует создание бренда Mono, для элитных объектов», — приводит примеры партнер консалтинговой компании NF Group Андрей Соловьев. «Высокобюджетный рынок — это бизнес-тренд для московских девелоперов», — резюмирует Раджабова из «Метриум Премиум».
Новички vs. старожилы
У кого больше перспектив на элитном рынке: у непрофильных игроков или опытных московских девелоперов? Мнения собеседников Forbes разделились. Те, что поставили на «свежую кровь» считают, что новички крайне мотивированы продемонстрировать хороший результат. «Удачные примеры есть у непрофильных игроков и у региональных застройщиков, — говорит руководитель департамента городской недвижимости Point Estate Наиля Абайдулина. — Как правило, первый проект — это «визитная карточка» застройщика на достаточно требовательном премиальном рынке, который не прощает откровенной халтуры, плохого вкуса и скромного качества. Поэтому ударить в грязь лицом просто нельзя».
«У непрофильных игроков может получиться лучше, чем у старожилов, потому что они не имеют жестких бизнес-процессов и оргструктуры», — добавляет генеральный директор Key Capital Ольга Гусева. «Дебютные проекты — входной билет в сегмент, поэтому новые девелоперы уделяют особое внимание каждой детали, у них нет шанса «выехать на бренде», — заключает Ашихмин из AREA.
Те же, кто выступает за старожилов, ожидаемо ставят на опыт и ресурсы. «С одной стороны, это хорошо, что появляются новые игроки и рынок становится более разнообразным, — размышляет Халин из «Intermark Городская Недвижимость». — Другое дело, что рынок похож на производство вина — создать действительно хорошее вино с первого урожая неопытному виноделу сложно. То же самое и с элитным рынком — крайне редко девелоперам без большого опыта удается сделать шедевр. Поэтому есть опасения, что у ряда игроков первый блин получится комом и покупатели могут быть разочарованы».
«Анализ темпов продаж в высокобюджетных проектах показывает, что застройщики, имеющие определенную репутацию, опыт и портфель уже реализованных проектов элит- и премиум-класса (такие как MR Group,«Донстрой», Capital Group), создают проекты более высокими и стабильными темпами, — добавляет Мамохина из Level Group. — Новым игрокам в сегменте, как правило, необходимо время для достижения стабильно высоких темпов продаж».
Диверсифицируй это
Зачем опытным игрокам новые рынки? Собеседники Forbes обосновали это решение понятием «диверсификации», которая нужна для минимизации рисков. «Новые девелоперы в элитном сегменте стали появляться чаще, чем два-три года назад, равно как и известные на рынке игроки, работающие в рамках более массовых сегментов, стали пробовать себя в новом амплуа элитного девелопера, создавая новые бренды, — констатирует директор по продажам и маркетингу клубных домов Turandot Residences & Artisan Ольга Зыблая. — В турбулентные времена это объяснимое стремление диверсифицировать риски и эффективная модель развития, позволяющая выйти на совершенно иную аудиторию. Продолжением этого тренда является выход девелопера коммерческой недвижимости в сферу жилого строительства и расширение географии присутствия как в рамках страны, так и за ее пределами».
«Одни застройщики выбирают для себя один сегмент и активно работают в нем, другие предпочитают диверсифицировать бизнес и работать в разных сегментах, тем самым создавая более устойчивый портфель в турбулентные периоды, — добавляет заместитель директора по аналитике и маркетинговым концепциям Pioneer Екатерина Петрова. — К тому же в премиальном сегменте ограничения по себестоимости менее жесткие, нежели в сегменте комфорт- или бизнес-класса, что позволяет девелоперам воплощать более смелые и амбициозные решения».
«Этот тренд будет достаточно долгим как часть общей тенденции на диверсификацию. Узкого крупного бизнеса становится все меньше, потому что это несет слишком большие риски», — заключает Агеева из Ageeva Real Estate.
Другая причина, по которой многих потянуло строить «элитку», прагматична: здесь можно заработать, полагают некоторые собеседники Forbes. «Этот рынок более интересен застройщикам других сегментов в силу высокой маржи», — говорит Гусева из Key Capital. «Некоторым застройщикам просто интересно попробовать себя в новом сегменте, кто-то руководствуется более высокой маржинальностью», — соглашается руководитель департамента городской недвижимости Point Estate Наиля Абайдулина.
«Стоит отметить рекордный спрос в третьем квартале 2023 года, который не только увеличил объем продаж, но и способствовал повышению цен на квартиры», — добавляет генеральный директор Skolkovo Realty Борис Борискин.
Пляшем от участка
Многие собеседники Forbes обратили внимание, что причиной выхода компаний на высокобюджетный рынок может стать то, что у них был или «достался по случаю» подходящий участок. «Вероятно, это связано с площадкой, — рассуждает Садыгов из Nika Estate. — Например, застройщику достался участок в центре, и строить на нем бюджетный дом нецелесообразно. И, напротив, участок далеко от Кремля не подразумевает элитный класс, хотя многие о нем могут заявлять. Именно земля определяет будущий класс проекта».
«Да, бывает, что застройщик применяет сугубо практический подход: подвернулся хороший земельный участок по привлекательной цене в центре, где логично строить премиальный дом», — соглашается Абайдулина из Point Estate.
«Находя участок под хороший интересный проект, компании могут быть более гибкими в вопросе выбора сегмента, — рассуждает партнер девелоперской компании Hutton Александр Антонов. — Другой причиной может быть тот факт, что на рынке присутствует достаточное количество сильных компаний-подрядчиков, которые закрывают определенные звенья в цепочке создания продукта. Это позволяет девелоперам работать в разных сегментах, обладая легкими бизнес-моделями и не ограничиваясь внутренними ресурсами».
«У крупных компаний, проводящих активную инвестиционную политику, появляется много выгодных предложений по приобретению земельных участков в центре Москвы и Санкт-Петербурга, — заключает управляющий партнер девелоперской компании Stenoy Илья Фролов. — Строить на данных участках проект комфорт-класса экономически нецелесообразно. Поэтому, даже если компания специализируется на комфорт-классе, акционеры могут принять решение приобрести такие площадки с целью дальнейшего развития или перепродажи. Под эти цели создается отдельная рабочая группа, а иногда и отдельный бренд».