Прокуратура вынесла представление главе «Аэрофлота» из-за отмены билетов в Таиланд
Прокуратура в связи с массовым аннулированием «Аэрофлотом» дешевых авиабилетов в Таиланд вынесла представление главе авиакомпании Сергею Александровскому и рассматривает вопрос о привлечении компании к административной ответственности, выяснили «Известия». «Аэрофлот» сообщил, что аннулировал перевозки (дешевые билеты на Пхукет были проданы из-за ошибки сотрудника) во избежание нарушения антимонопольного законодательства
Прокуратура вынесла представление об устранении нарушений федерального законодательства генеральному директору «Аэрофлота» Сергею Александровскому после массового аннулирования авиакомпанией дешевых авиабилетов в Таиланд. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на ответ заместителя транспортного прокурора на обращение одного из пострадавших пассажиров.
Прокуратура также рассматривает вопрос о привлечении «Аэрофлота» к административной ответственности за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об услуге (ч. 1 ст. 14.8 КоАП, штраф до 10 000 рублей). Резкий скачок продаж авиабилетов у «Аэрофлота» был зафиксирован 19 октября на рейсы на Пхукет из Екатеринбурга, Москвы, Красноярска и обратно. Близкий к компании источник сообщил, что продажи подскочили в 37 раз — с обычных 70 билетов до 2600. В продаже в тот день появились билеты на прямой рейс из Екатеринбурга на Пхукет и обратно по цене от 6500 рублей до 20 000 рублей. На перелеты Москва — Пхукет продажи подскочили с 700 до 3900 билетов, на рейсы из Красноярск на Пхукет — с 120 до 750 билетов, по словам источника издания.
Через несколько дней «Аэрофлот» начал рассылать пассажирам уведомления об аннулировании бронирований: он объяснял отмену техническим сбоем, из-за которого билеты были оформлены по некорректному тарифу. Авиакомпания предложила пассажирам в качестве компенсации купить новые авиабилеты со скидкой 30% и пообещала произвести возврат средств, а также начислить по 5000 миль в программе лояльности «Аэрофлот Бонус». «Известия» направили запросы в «Аэрофлот» и транспортную прокуратуру.
В конце октября Роспотребнадзор заявил, что «аннулирование билетов, выписанных по ошибочной цене, не может быть законным», указав, что продавец не вправе в одностороннем порядке изменить цену, объявленную в момент оформления заказа. Роспотребнадзор пообещал оказать содействие пассажирам «в подготовке претензий и исковых заявлений».
В письме прокуратуры говорится, что только на маршруте Екатеринбург—Пхукет перевозчик оформил по некорректному тарифу более 3000 авиабилетов. Всего по ошибочной стоимости было продано свыше 7000 сегментов (участков перелета) — в одном билете их может быть не больше четырех, пояснил источник, близкий к авиакомпании. Собеседник добавил, что некоторые пассажиры смогли улететь по дешевым билетам: «Аэрофлот» аннулировал не все бронирования — чуть более 4000 сегментов. Билетами смогли воспользоваться те, кто купил их с вылетом до конца ноября, отмечал Telegram-канала «Ну че, народ, погнали!».
Массовое аннулирование билетов «Аэрофлот» объяснил нежеланием нарушать антимонопольное законодательство, которое он должен соблюдать, так как на маршруте Екатеринбург — Пхукет занимает доминирующее положение. Эту аргументацию компания привела в ответном письме на обращение Союза потребителей, которое есть в распоряжении «Известий». Такие тарифы «не могли быть и не были установлены ПАО «Аэрофлот», отмечено в письме. Перевозчик объяснил сбой тем, что сотрудница компании, нарушив установленную схему, удалила часть информации из таблицы Excel, в связи с чем неверные тарифные данные были отправлены на регистрацию. В авиакомпании отметили, что не планировали заключать договоры перевозки по необоснованно низким расценкам.
Представление прокуратуры никак не скажется на шансах покупателей восстановить свои права и вернуть билеты в Таиланд, полагает председатель Союза потребителей Петр Шелищ. По его словам, прокуратура фактически допустила, что перевозчика можно привлечь к ответственности за предоставление недостоверной информации: «Эта позиция находится в логическом русле пояснений «Аэрофлота»: была совершена техническая ошибка». «Вне зависимости от мотивов и действий авиакомпании покупатели должны получить свои купленные билеты по той цене, которая была указана на ее сайте в момент покупки», — озвучил позицию союза его лидер.
По мнению Шелища, пояснения «Аэрофлота» о возможном нарушении антимонопольного законодательства «не выдерживают критики». «Если бы компания в переговорах со своими поставщиками настаивала на низких ценах, то можно было бы говорить про антимонопольное регулирование, но не в случае с ценами для покупателей», — сказал он. «В любом случае мы высоко оцениваем шансы потребителей восстановить свои права и вернуть уже купленные билеты. Мы надеемся, что люди смогут совершить вылеты, которые запланированы на февраль и март», — подытожил Шелищ.
Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников подтвердил, что у пассажиров есть все шансы восстановить свои права в суде. По словам правозащитника, авиакомпании прежде всего следует устранить причину, по которой ей выдали представление. Если этого не произойдет, то перевозчика могут привлечь к административной ответственности, возможны и дальнейшие проверочные мероприятия, считает Мельников.