Большинство российских компаний смогли за год адаптироваться к санкциям
Большинство российских компаний смогли адаптироваться к санкциям, найдя новых поставщиков оборудования, комплектующих и материалов, показал опрос РСПП. О критической потребности в замещении сырья сообщили только 3% респондентов, оборудования — менее 15%. Экспорт сократился у пятой части компаний, его доля в доходах снизилась с 26% до 20%
Большинство российских компаний смогли за год адаптироваться к санкциям и нашли новых поставщиков оборудования, комплектующих и материалов. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на результаты опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Опрос проводился среди 150 крупных и малых компаний. По сравнению с прошлогодним исследованием нехватка импортозамещения снизилась по всем категориям — от оборудования, комплектующих и узлов до материалов и сырья. В 2022 году о критической потребности в замещении продукции сообщали порядка 30% компаний, в 2023-м этот показатель колеблется от 3,1% (закупки сырья) до 14,8% (поставки оборудования).
Главная проблема при замещении импорта — отсутствие российских аналогов или их заметно худшее качество, заявило больше половины опрошенных компаний. При сопоставимом качестве российские аналоги оказываются дороже импортных товаров, отметили участники опроса.
Впрочем, замещать иностранную продукцию собственными силами российские компании не готовы. Планы занять ниши ушедших компаний есть только у трети респондентов, уже это сделали лишь 6,5% опрошенных. Для создания вертикально интегрированного производства комплектующих, по мнению 74% участников опроса, в России не хватает компетенций и научно-технической базы. Больше 50% отметили недостаточный спрос российских компаний для достижения эффекта масштаба.
На внутреннем рынке российские предприятия нашли поставщиков материалов (69% респондентов), сырья (73%), услуг (76%) и ПО (79%). Больше половины компаний заявили, что нашли новых поставщиков оборудования, комплектующих и узлов за рубежом, но уже в «дружественных» юрисдикциях. 10% опрошенных нашли возможность закупаться в «недружественных» странах через посредников и сложные схемы поставок.
После начала российской «военной спецоперации»* на Украине и введения санкций экспорт сократился у пятой части компаний. Его доля в выручке организаций снизилась с 26% до 20%. При этом около 20% участников опроса сообщили, что после 24 февраля их экспортные доходы выросли.
Изменилась география экспорта: доля компаний, осуществляющих поставки в страны Евразийского экономического союза, выросла с 77% до 90%, доля экспортирующих в Европу снизилась с 63% до 20%. Ситуация на рынках стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии не изменилась (около 30%), а поставки на рынки Ближнего Востока и Южной Америки даже сократились — с 28% до 23% и с 28% до 13% соответственно. Таким образом, заметной переориентации российского бизнеса на Восток опрос РСПП не зафиксировал.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.