«Коммерсантъ» узнал о предложении начать полеты в Пхеньян «Аэрофлоту» и «Авроре»
Росавиация предложила «Аэрофлоту» и дальневосточной «Авроре» начать регулярные полеты в Пхеньян, узнал «Коммерсантъ». Делегация ведомства на минувшей неделе посетила Северную Корею для согласования инициативы с управлением гражданской авиации КНДР, сообщили источники газеты. По их словам, инициатива Росавиации может коснуться как увеличения числа регулярных рейсов, так и корректировки соглашений о воздушном сообщении (СВС).
В первом СВС между СССР и КНДР назначенным перевозчиком был именно «Аэрофлот», напоминает газета. В СВС от 1997 года говорится, что каждая сторона может назначить любое авиапредприятие, письменно уведомив другую. «Дополнительные, специальные и чартерные рейсы» выполняются по предварительному запросу без ограничений. Воздушное сообщение предусматривается между Москвой, Владивостоком и Пхеньяном.
По данным собеседника газеты в отрасли, у «Аэрофлота» сейчас нет действующих допусков на полеты в КНДР. До приостановки авиасообщения в 2020 году из-за пандемии COVID-19 перелеты со стороны России выполнялись в основном специальными рейсами, добавил собеседник. Сейчас полеты во Владивосток из Северной Кореи дважды в неделю выполняет единственная местная авиакомпания — Air Koryo.
В «Аэрофлоте», Росавиации и Минтрансе от комментариев отказались. Глава дальневосточной «Авроры» Константин Сухоребрик сообщил газете, что перевозчик подтвердил Росавиации «техническую возможность начала рейсов из Владивостока» после того, как в конце августа между странами было возобновлено авиасообщение. До пандемии туристы из России могли посетить КНДР в рамках организованных туров, сейчас авиасообщение в КНДР состоит из «командировочного трафика».
Загрузку самолетов из Пхеньяна, полагают собеседники газеты в отрасли, формируют «рабочие, в основном строители». Собеседники газеты на туристическом рынке отметили, что интерес к направлению вырос после встречи президента Владимира Путина с лидером КНДР Ким Чен Ыном в сентябре, а также после визита главы МИДа Сергея Лаврова в Пхеньян в октябре. По словам главы «Авиапорта» Олега Пантелеева, в «новых внешнеполитических реалиях» Россия формирует новые партнерства, строительство и развитие которых без прямого авиасообщения из Москвы не слишком комфортно. «Основные интересанты таких рейсов — из деловых и политических кругов — находятся в Москве», — сказал Пантелеев.
Эксперт отметил, что у российских авиаперевозчиков нет узкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, способных выполнять беспосадочные полеты между столицами двух стран, «а на широкофюзеляжных самолетах не получится обеспечить должную загрузку для высокочастотного сообщения». Рейсы со стыковкой во Владивостоке «логичны с точки зрения коммерции, хотя и менее комфортны для пассажиров», добавил собеседник газеты. Потом, когда направление будет раскатано, можно будет говорить о возобновлении прямых рейсов несколько раз в неделю, подытожил он.
Между КНДР и Россией сейчас действует визовый режим. Стоимость визы в среднем €50. Российские предприниматели могут посещать КНДР по туристическим визам, но деловая программа поездки должна быть предварительно согласована с принимающими организациями. «Безусловно, найдутся любители экзотики, готовые прожить неделю без интернета и под присмотром ради сувениров и галочек на карте», — сказал источник газеты в туристической отрасли.