К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Что происходит с новыми правилами утильсбора за ввозимые из-за рубежа автомобили

Фото Василия Федосенко / ТАСС
Фото Василия Федосенко / ТАСС
В конце октября россияне, ввозившие в Россию автомобили из-за рубежа, столкнулись с проблемами: при регистрации транспорта в России с некоторых из них потребовали уплатить утильсбор, равный, а иногда и превышающий, стоимость самого авто. Такие изменения в законодательство инициировал Минпромторг. Мера была призвана бороться с перекупщиками, которые под видом ввоза личных авто, занимаются «серым импортом», но ударила и по добросовестным автовладельцам. Forbes разобрался, из-за чего возникла такая проблема и почему россиянам пока не стоит отказываться от покупки подержанного авто за рубежом

В начале сентября Сипан Карапетян ввез из Армении в Россию подержанную Skoda. Машина обошлась мужчине примерно в 1 млн рублей. При постановке автомобиля на учет в России он должен был уплатить утильсбор. «Я не успел подать документы [сразу], сейчас у меня утильсбор не 5200 рублей, а 1,3 млн рублей. Больше, чем [стоит] моя машина!» — восклицает мужчина. Похожая ситуация и у Яны Тришиной из Нижнего Новгорода, заплатившей за свой подержанный внедорожник Volkswagen 2,3 млн рублей. На таможне ей сообщили, что уже уплаченный утильсбор в 5200 рублей рассчитан неверно, а правильная сумма составляет 550 000 рублей.

С начала ноября можно найти десятки подобных историй от людей, купивших авто за границей. Региональные СМИ сообщают о тысячах россиян, оставшихся без автомобилей и с внушительными долгами. В сети можно найти и групповые обращения автовладельцев на имя президента Владимира Путина. Причина их проблем — новые правила ввоза автомобилей в Россию и уплаты утилизационного сбора, которые начали действовать с 29 октября и с помощью которых правительство попыталось отделить покупателей автомобилей для личного пользования от перекупщиков. Forbes разбирался, почему коммерческие ставки утильсбора затронули рядовых покупателей и значит ли это, что дешево купить авто за границей больше не получится.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

История сбора

Формально смысл утилизационного сбора заключается в том, чтобы обеспечить экологическую безопасность при пользовании автомобилем. Логика этого единоразового платежа заключается в том, что его потратят, когда придет время утилизировать отслужившую свой срок машину. Впервые его аналог был введен в России в 2009 году. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор в 3000 рублей. После этого владелец получал сертификат на скидку в 50 000 рублей при покупке нового авто (если оно было произведено в России). Программа действовала в 2010–2011 годах, в измененной форме возобновилась в 2014 году.

 

Сегодня размер утильсбора рассчитывается как произведение базовой ставки и повышающего коэффициента. Для каждого вида транспортного средства установлены свои коэффициенты, их размер зависит от объема двигателя и возраста машины. Для легковых автомобилей в 2023 году базовая ставка составляет 20 000 рублей, для грузовиков — 150 000 рублей. В то же время механизм утильсбора изначально предполагал и льготные ставки для физлиц — 3400 рублей на автомобили не старше трех лет и 5200 рублей — на все прочие.

С начала 2023 года положения об утильсборе регулировали уже дважды. С 1 августа вступили в силу изменения, существенно увеличившие повышающие коэффиценты. Так, для автомобилей моложе трех лет размер утильсбора теперь варьируется от 81 200 рублей (для авто с объемом двигателя меньше литра) до 1,25 млн рублей (при объеме двигателя больше 3,5 л). Для автомобилей старше трех лет этот диапазон составляет от 207 200 рублей до 1,62 млн рублей соответственно. Индексация касалась только юридических лиц, а также автомобилей, ввозимых на территорию России. Обычные граждане по-прежнему могли рассчитывать на льготный утильсбор, но при условии, что собственник не будет продавать автомобиль в течение года, а объем двигателя не превысит 3 л. «Полный размер утильсбора будет уплачиваться, если физлицо ввозит более одного автомобиля за год — начиная со второго автомобиля», — уточнял тогда Минпромторг. 

 

Летние нововведения были призваны усложнить жизнь перекупщиков, которые ввозят автомобили в Россию из стран ЕАЭС для перепродажи, фактически в рамках параллельного импорта. Новые правила, введенные с 29 октября, дополнительно уточняли условия ввоза машин физлицами. Тем, кто рассчитывал на пониженные коэффициенты утильсбора, следовало отметить при его расчете, что транспортное средство ввозится для личного пользования. Как и прежде, нельзя было продавать автомобиль в течение года. Кроме того, полномочия по администрированию уплаты утилизационного сбора были переданы из налоговой службы в таможенную.

Все эти нововведения преследовали одну цель — ограничить механизм ввоза машин из-за рубежа для перепродажи, фактически параллельный импорт. «Схемы импорта в Россию с привлечением третьих лиц и организаций-посредников, которые оказывают услуги по растаможиванию автомобилей на территории стран ЕАЭС и предлагают экономию за счет манипуляций с налоговыми, таможенными и иными обязательствами, не подпадают под правила ввоза с применением льготной ставки утильсбора», — разъяснял ситуацию Минпромторг. 

Что случилось

Сразу после вступления октябрьских поправок в силу владельцы автомобилей, ввезенных накануне из-за границы столкнулись с массовыми отказами таможни принимать документы на выплату льготного утильсбора и доначислениями по уже совершенным выплатам. «Пострадавшими от резкого роста утильсбора оказались и продавцы машин, и рядовые граждане, ввозившие единственный автомобиль для личного пользования. Многие наши клиенты успели купить автомобили за границей до вступления в силу поправок, а ввозить их уже пришлось по новым правилам», — говорит руководитель таможенной практики адвокатского бюро «РИ-консалтинг» Денис Руденко.

 

«Повышение утильсбора было объявлено в целях поддержки отечественного автопрома, который не выдерживал конкуренции с дешевым импортом. Очевидно, что данные меры оказались чрезмерными для физических лиц. Тарифы с 1 августа выросли в среднем в 250 раз», — вторит управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров.

Октябрьские правила закреплены в постановлении правительства №1722. Жаров обращает внимание на то, что в этом документе есть сноска, согласно которой новые правила расчета утильсбора действуют в том числе на автомобили, ввезенные в Россию после 1 августа. «Фактически речь может идти об обратной силе документа, — говорит Жаров. — Ведь человек, который купил машину у юрлица в Киргизии или Армении в августе или сентябре, не знал и не мог знать, что в конце октября будут приняты новые правила, которые лишат его льгот на уплату утилизационного сбора. Обойти данные требования физическим лицам невозможно. В случае если Генеральная прокуратура направит в правительство или Верховный суд представление об отмене или изменении этого пункта документа, то для покупателей, которые сейчас столкнулись с необходимостью доплаты утильсбора, ситуация может измениться в лучшую сторону». 

Генпрокуратура уже заинтересовалась массовыми жалобами россиян. Ведомство 14 ноября взяло ситуацию на контроль и запросило позиции уполномоченных ведомств по проблеме. Еще раньше, 9 ноября, председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов попросил правительство отложить до 31 декабря введение новых правил расчета утильсбора.  

Многочисленные обращения поступали и в Минпромторг. Пресс-служба министерства 14 ноября сообщала, что совместно с ФТС будет рассматривать обращения тех граждан, которым необходима консультация по уплате утилизационного сбора. Впрочем, в том же сообщении ведомство оговаривалось — большинство обращений, поступивших в Минпромторг и таможенное ведомство с 1 ноября, не содержит данных, необходимых для консультаций.

Кто столкнулся с проблемами

Несмотря на массовые жалобы автовладельцев, в большинстве случаев, как выяснил Forbes, их проблемы были связаны с тем, что новые правила были приняты 17 октября (постановление при этом было опубликовано только 21 октября), а вступили в силу уже 29 октября, которое к тому же выпадало на воскресенье, и многие просто не успели подать правильные документы. «Есть случай оплаты утильсбора совместно с таможенными платежами до 29 октября, но клиент не смог приехать в таможню и написать заявление, — делится примером Руденко. — Обращение было подано физически 1 ноября, но, несмотря на то что утильсбор был оплачен, акцизная таможня отказалась принимать заявление по старой ставке. От таможни в настоящее время никаких разъяснений не поступало».

 

Аналогичная ситуация у Яны Тришиной. Девушка ввезла машину, получила ПТС и оплатила льготный таможенный сбор до 29 октября. «Позвонили 27 октября, узнать, поступили ли деньги. Нам сказали: «Да, поступили, можете приезжать». Это была пятница, вечер», — рассказывает она. Уже в понедельник таможня не приняла документы у девушки, объяснив это тем, что, в соответствии с новыми правилами, она неправильно рассчитала утильсбор.

На данный момент «чисто технически» выхода из подобной ситуации нет, считает Руденко: «Вопрос не проработан с социальной точки зрения и направлен только на бюджет». «Вопрос оказался актуальным и финансово обременительным для большого числа физлиц, необходимо было дать некий переходный период, сравнимый со сроками доставки и ввоза товара на таможенную территорию России, чтобы приобретшие автомобиль за рубежом физические лица могли его ввезти в Россию, соблюсти все необходимые формальности и воспользоваться льготной ставкой, — считает управляющий партнер ЮК «Варшавский и Партнеры» Владислав Варшавский. — Достаточно бы было определить такой переходный период, например, в один месяц».

При этом для россиян, которые в данный момент ввозят в Россию автомобиль из-за рубежа, считают опрошенные Forbes юристы, никаких проблем быть не должно. «Льготная ставка сохраняется для физлиц, ввозящих машины для личного пользования, — говорит Жаров. — Однако и им необходимо выполнить несколько условий: при прохождении таможни необходимо оформить пассажирскую таможенную декларацию на физическое лицо, машина остается в собственности в течение года, человек ввозит не более одного автомобиля в год, объем двигателя автомобиля не превышает три литра». Если гражданин России сам приобрел машину за пределами таможенной территории ЕАЭС, оформил куплю-продажу на свое имя, то утильсбор будет оплачен по минимальной ставке, вторит Руденко. Варшавский называет еще одно правило таможенных пошлин: налоги в отношении транспортного средства должны быть уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа. «Если уплачены в ином государстве — члене ЕАЭС по пониженной ставке, а не по единой, то это правило считается несоблюденным», — отмечает юрист.

Кому это выгодно

За повышение утильсбора ратовал лидер отечественного автопрома «Автоваз». С предложениями повысить утилизационный сбор для автомобилей бюджетной категории почти на 70% весной этого года выступил гендиректор компании Максим Соколов. Об этом он говорил журналистам в кулуарах заседания итоговой коллегии Минпромторга. Мера была нужна, чтобы повысить барьер импорта. При этом автоконцерны с локальным производством в России получают субсидии, компенсирующие уплату сбора.

 

В плюсе и официальные дилеры. «Принятые решения были призваны поддержать официальный бизнес, — говорит заместитель гендиректора ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» по параллельному импорту Владимир Желобов. — Поток автомобилей из стран ЕАЭС, растаможенных физлицами по заниженным инвойсам, нарушает развитие бизнеса по продаже автомобилей с пробегом среди официальных дилеров». По мнению Желобова, поддержка официального бизнеса необходима в том числе для сохранения рабочих мест сотрудников официальных дилерских и сервисных центров. 

Как новые меры изменят ситуацию с параллельным импортом в автопроме? «Разрешение параллельного импорта было «народным» решением, которое позволило нивелировать негативное влияние введенных санкций на россиян, — рассуждает гендиректор компании MOS-LCD (занимается ввозом товаров по параллельному импорту) Андрей Журихин. — В ситуации, когда логистические цепочки нарушились и поставки автомобилей зарубежного производства были парализованы, удалось найти приемлемое решение, чтобы переориентировать рынки сбыта». Но новые меры, считает он, «перечеркивают позитивные наработки и вносят дополнительный дестабилизирующий фактор» — из-за высокого утильсбора покупатели сталкиваются с зачастую невыполнимыми требованиями при постановке автомобиля на учет, а для многих предпринимателей импорт зарубежных автомобилей становится нерентабельным. Пока ситуация не стабилизируется, говорит Журихин, его компания сфокусируется на электрокарах и гибридах из Китая: «На них не распространяются повышенные сборы, и за ними будущее».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+