Аэропорты выступили за сбор с пассажиров для модернизации аэродромов
«Новапорт» и «Аэропорты регионов» предложили развивать аэродромную инфраструктуру в стране за счет льготных кредитов из средств ФНБ, а для их возвращения ввести сбор с пассажира в 3–5% от стоимости билета. В Минтрансе считают, что перекладывать расходы на модернизацию аэродромов на пассажиров недопустимо
Холдинги «Новапорт» (аэропорты, в том числе Новосибирска и Калининграда) и «Аэропорты регионов» (аэропорты Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Саратова) направили помощнику президента России Игорю Левитину предложение выделить из ФНБ средства на модернизацию взлетно-посадочных полос и принадлежащей государству аэродромной инфраструктуры, рассказали «Коммерсанту» источники на авиарынке и в правительстве. Речь идет о льготных кредитах аэропортам под 2% сроком на 25–30 лет, возврат которых предполагается провести за счет нового сбора с пассажира в размере в 3–5% от стоимости билета.
Собеседники издания отметили, что правительство направило в Минтранс поручение изучить предложение. Оно рассматривается в качестве одного из вариантов дальнейшего финансирования аэродромов через государственно-частное партнерство, уточнил источник в правительстве. В Минтрансе отметили, что механизмы выделения данных средств находятся на обсуждении. Но подчеркнули, что перекладывать расходы на пассажиров в виде дополнительных сборов недопустимо.
Некоторые аэропорты уже используют похожий механизм. Шереметьево, к примеру, включает в сбор за взлет-посадку для авиакомпаний инвестсоставляющую за концессию аэродрома. Собеседник издания в одном из крупных региональных аэропортов признал, что на фоне очевидного сокращения госфинансирования растущие расходы «придется покрыть авиакомпаниям, а издержки перевозчиков — пассажирам».
В 2024 году завершается федеральный проект «Развитие региональных аэропортов», в проекте бюджета на 2024 год на него выделено 27,4 млрд рублей, что на 22% меньше, чем хотели заложить годом ранее (35,1 млрд рублей), и на 25% меньше, чем в 2023 году (36,4 млрд рублей).
По мнению исполнительного директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, когда бюджетных средств не становится больше, расходы на аэродромные проекты придется переложить на пассажира, «будет ли это называться сбором или просто войдет в тариф для перевозчиков». Гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев напомнил, что в международной практике приняты аэропортовые сборы в размере $2–3 c пассажира. Но признал, что аналогичный сбор в России в эквиваленте до 300 рублей не покроет необходимых объемов финансирования для реконструкции аэродромов. По его оценке, полученных при пассажиропотоке в 100 млн человек 30 млрд рублей будет недостаточно.