Авиакомпании попросили Минтранс разрешить обмениваться черными списками дебоширов
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила в Минтранс предложения «Аэрофлота» об обмене списками пассажиров-нарушителей и продлении срока действия черного списка с одного года до трех. Авиакомпания также призвала дать доступ к спискам дебоширов туроператорам, чтобы такие пассажиры не могли попасть на чартерные рейсы, выяснил «Коммерсантъ»
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила в Минтранс проект изменений в Воздушный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Его разработал «Аэрофлот» и поддержали другие авиакомпании из АЭВТ (23 перевозчика, включая S7, «Уральские авиалинии», Utair и др.), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо ассоциации замглавы Минтранса Игорю Чалику.
Среди направленных АЭВТ в Минтранс предложений — расширить состав нарушений для внесения пассажиров в так называемые черные списки, включив в них курение и мелкое хулиганство на борту; разрешить авиакомпаниям меняться данными о дебоширах, продлить срок нахождения в черных списках с одного года до трех лет. В «Аэрофлоте» подтвердили газете, что подготовили «проекты изменений в федеральные законы в инициативном порядке». Собеседник в Минтрансе рассказал, что обращение «получено недавно и пока находится на изучении», но официально в министерстве не стали это комментировать.
В пояснительной записке «Аэрофлота» к проектам изменений говорится, что «международная практика идет по пути более строгого наказания за противоправные действия деструктивных пассажиров». В Италии нападение на члена экипажа влечет лишение свободы на три года, в CШA — до 20 лет, привели примеры в авиакомпании. В Китае дебоширам запрещают услуги всех национальных авиаперевозчиков сроком на пять лет, добавили там.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов считает, что нужно фиксировать нарушителей в едином реестре и сделать его ведение обязательным для всех компаний. В ООП поддержали «строгость мер», которая повысит общий «комфорт полета и резко снизит количество нарушителей в воздухе». Источник в одной из авиакомпаний сказал, что «предложения будут иметь профилактический эффект и позволят значительно уменьшить количество правонарушений на бортах воздушных судов». Сейчас, отметил собеседник, пассажиры, «заблокированные одной компанией, беспрепятственно летают другой».
В Smartavia сказали, что не ведут своего черного списка, но назвали проблему актуальной. Если поправки будут приняты, то в компании готовы следовать им. Собеседник в одной из чартерных авиакомпаний отметил, что поддерживают идею, но сомневаются в ее технической реализации. Если две отечественные системы бронирования, Leonardo («Сирена-Трэвел») и ORS, смогут создать единый реестр, то неизвестно, получат ли доступ к нему туроператоры и захотят ли они заниматься «фильтрацией» туристов, сказал источник. Если не получат и не захотят, у дебоширов «останется лазейка для перелетов», констатировал он.
Если ведомства совместно с компаниями разработают четкие регламенты по работе с черными списками, то теоретически туроператоры смогут с этим работать, полагает глава Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрий Горин. По его мнению, необходимо предусмотреть, например, автоматическую блокировку продажи авиабилета пассажирам из черных списков. Горин считает целесообразным и создание единого портала, чтобы сами пассажиры могли проверить свои данные перед вылетом, как в базе данных Федеральной службы судебных приставов.