Продажи товаров повседневного спроса и продуктов через интернет выросли в 1,5 раза
Продажи товаров повседневного спроса (продуктов, напитков, детского питания, бытовой химии и прочего) через интернет за девять месяцев 2023 года в России выросли в 1,5 раза по количеству заказов и в 1,4 раза в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, сообщили Forbes в исследовательском агентстве Data Insight, специализирующемся на рынке электронной коммерции. Объем рынка eGrocery за этот период оценивается в 426 млн заказов и 532 млрд рублей. 60% всех заказов и 50% продаж за эти девять месяцев пришлись на тройку крупнейших по объему продаж игроков — «ВкусВилл», «Самокат» и «СберМаркет».
«Сегмент eGrocery продолжает расти быстрыми темпами, немного медленнее, чем маркетплейсы, но обгоняя весь остальной ecom. Концентрация на рынке eGrocery достигла впечатляющего размаха, почти 90% от объема продаж приходится всего лишь на 10 магазинов, на весь остальной рынок — чуть больше 10%», — комментирует старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. По ее словам, на рынке продолжается борьба за доли: ретейлеры активнее используют партнерство с агрегаторами для развития дополнительного канала продаж, продолжают работать над построением собственной доставки, развивают продажи собственных торговых марок в том числе и на маркетплейсах; агрегаторы привлекают покупателей маркетинговыми акциями и наращивают охват магазинов, подключая все больше магазинов к платформе.
«Дефицит курьеров заставляет искать способы если не снизить, то хотя бы удержать стоимость доставки на прежнем уровне за счет использования логистических IT-систем для планирования и маршрутизации», — отмечает Пашкова.
Средний чек на рынке eGrocery за девять месяцев 2023 года снизился на 9% год к году и составил 1250 рублей. «При этом у большинства игроков на рынке нет никакого заметного сокращения среднего чека, а снижение в масштабах всего рынка происходит в основном за счет того, что интернет-магазины, ориентированные на большие закупки «впрок», постепенно уступают долю рынка игрокам сегмента экспресс-доставки», — отмечается в сообщении агентства.
Помимо игроков, изначально делавших ставку на очень быструю доставку (например, «Самокат» или «Яндекс.Лавка»), предложение быстрой (до двух часов) доставки активно развивают и те, кто изначально ориентировался на доставку большой корзины в течение дня. Data Insight приводит в пример «Утконос», который полностью изменил концепцию и теперь доставляет заказы со временем ожидания от одного часа.
Если говорить про итоги сентября 2023 года, то интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 50,6 млн заказов (без учета продаж универсальных маркетплейсов с несрочной доставкой), что на 1% больше, чем в августе 2023 года, и на 55% больше, чем в сентябре 2022 года. Среднесуточное количество заказов в сентябре составило 1,69 млн. «За один этот месяц было доставлено больше заказов с продуктами питания, чем суммарно за 21 месяц с января 2019 года по сентябрь 2020 года», — отмечается в сообщении Data Insight. Всего в сентябре клиенты заплатили за свои покупки (включая стоимость доставки) в интернет-магазинах и сервисах доставки продуктов питания 61 млрд рублей, что на 18 млрд больше, чем в сентябре прошлого года. Из суммарного прироста в 18 млрд почти три пятых, 10,6 млрд рублей, пришлось на «СберМаркет», «ВкусВилл» и «Самокат».
В сентябре 2023-го побит исторический рекорд рынка eGrocery по количеству заказов — в среднем 1,69 млн заказов в сутки. Ранее рекордным месяцем был август — 1,62 млн. Прежде лучшим оставался результат марта 2023 года, последнего месяца прошлого зимнего «высокого сезона», — тогда в среднем в день доставлялось по 1,58 млн заказов. «Рост рынка, давший рекорды в августе и сентябре, продолжается и сейчас. По предварительным данным, октябрь превзошел сентябрь, а ноябрь и декабрь дадут еще более высокие результаты», — прогнозирует Data Insight.
При сохранении текущих трендов объем российского рынка eGrocery по итогам 2023 года составит около 600 млн заказов и почти 750 млрд рублей, отмечает Data Insight. То есть год к году рынок вырастет более чем в 1,5 раза по количеству заказов и в 1,4 раза по объему онлайн-продаж.