Как работает бизнес в городах Подмосковья с наименьшей деловой активностью
Город без покупателей
Город Шатура на слуху в первую очередь благодаря одноименному мебельному комбинату — ныне АО «Мебельная компания Шатура». Здесь также работает одна из старейших тепловых электростанций страны — Шатурская ГРЭС. Рядом торфяники — собственно, потому именно здесь в начале XX века начали строить ГРЭС, вокруг которой и вырос город.
Последнее место Шатуры в списке 74 городов Подмосковья по количеству МСП на 1000 жителей можно объяснить логистикой. До Москвы 120 км, при этом город в стороне от большого транзита: трассы из столицы в соседние Владимир и Рязань огибают Шатуру на существенном расстоянии. Электричка от Казанского вокзала идет до Шатуры два с половиной часа. Если прилегающие к МКАД города с целыми кварталами высоток-новостроек мало отличаются от спальных районов Москвы, то Шатура — типичный малоэтажный городок. Чистый, аккуратный, местами милый. И внешне абсолютно провинциальный. Вокруг сквера с памятником Ленину расположены главные здания: Дворец правосудия, администрация городского округа и военкомат, напротив которого дежурит автомобиль Росгвардии.
Центры притяжения молодежи — «Вкусно — и точка» и KFC на главной улице, проспекте Ильича. В городе есть «Ашан» в минимальном формате супермаркета. А в целом ретейл представлен дискаунтерами — магазинов более высокого ценового уровня здесь нет, нет и полноценного торгово-развлекательного центра с кинотеатром, разнообразными кафе и прочими опциями. Единственный в Шатуре кинотеатр сети «Колибри» закрылся два года назад.
Как рассказала в интервью Forbes начальник управления инвестиций и экономического развития администрации городского округа Шатура Елена Литвинова, в городе на 1 января 2022 года было зарегистрировано 38 230 жителей. Именно эта цифра во многом и определяет отсутствие интереса к нему инвесторов в потребительском секторе, например тех же сетевых ретейлеров.
«По моим наблюдениям, здесь постоянно открываются какие-то магазины. Хотя не все выживают. После пандемии много площадей пустовало, но сейчас снова заполняются», — рассказывает Forbes Оксана Шарапова, владелица магазина канцтоваров «У Кристины» (назван в честь дочери) на проспекте Ильича. Свой первый магазин в Шатуре Оксана открыла в 2013 году, сейчас у нее их три: еще два, второй канцелярский и зоотоваров, работают на местном рынке. По ее словам, продажа канцтоваров постепенно падает под давлением онлайн-торговли. Зато спрос на корма и прочие товары для животных в Шатуре постоянно растет. Оксана признает, что отдохнуть в городе после работы или в выходной с ребенком особо негде, пока дочь была маленькая, ездили в соседний Орехово-Зуево. «Почти нет кофеен, зато очень популярна шаурма», — замечает Оксана.
Чуть дальше по проспекту Ильича работает бургерная Bond Burger с летней террасой и залом на десяток мест, оформленным в стиле фильмов о Джеймсе Бонде. «Название — производная от нашей фамилии», — рассказывает Forbes владелица заведения Ирина Бондарь. Ирина по специальности бухгалтер, ее супруг — полицейский, но уже бывший. В Шатуру они переехали из Москвы в 2015 году, когда мужа перевели сюда по службе. В 2020-м он уволился и решил открыть бургерную. «Мужу нравится готовить, — говорит Ирина. — Обычно он тут сам жарит бургеры, стоит за стойкой». Арендная плата за коммерческое помещение на 65 кв. м на главной улице города 50 000 рублей в месяц, но и месячный оборот заведения пока не слишком велик — 300 000 рублей. «За вычетом аренды, зарплаты помощников и расходов на продукты остается просто зарплата мужа», — рассказывает Ирина. Впрочем, подобный бизнес в Шатуре она считает перспективным: «Видите, у нас обустроен небольшой детский уголок. До недавнего времени в Шатуре не было ни одного места, куда можно было бы прийти с маленькими детьми, чем-то их занять, а самим спокойно посидеть. Ни в одном кафе такого уголка не было. Мы первые. И сейчас к нам все чаще заходят просто отдохнуть».
По словам Михаила Бобкова, основателя шатурской компании Mr. Mattress, в городе очень низкое потребление — люди боятся тратить деньги. «Нет спроса — нет и качественного предложения, и круг замыкается, — комментирует он. — Ни в одном заведении города заполняемость не превышает 30%. Что-то откроется, поработает, а потом закрывается. Потому что тут не делают упор на качество».
Как заметил один из московских бизнесменов, побывавший недавно в Шатуре, от города у него осталось ощущение погружения в прошлое: «Идешь по улице, и никаких соблазнов. Деньги тратить не на что. Как в советское время. Даже банкомат тяжело найти».
Михаил Бобков уверен, что толчок к развитию города даст строительство проходящей через Шатуру прямой трассы на Гусь-Хрустальный во Владимирскую область, по его словам, такой проект рассматривается. Михаил родился в Шатуре. Начинал со съемок свадеб, потом занялся торговлей, а в 2010 году открыл собственную фабрику матрацев. «У нас необычный нишевой продукт, — демонстрирует Михаил свое производство. — Есть дешевые варианты, например с набивкой из отходов тканей, поролона, переработанных пластиковых бутылок. А есть очень дорогие, до 1,5 млн рублей, ортопедические матрасы ручной работы». Вместе со строительством здания и закупкой оборудования Михаил за несколько лет вложил в проект около 200 млн рублей. На фабрике занято 60 сотрудников, они производят в день около 60 матрацев, а также подушки, кровати и постельные принадлежности. Оборот — 400 млн рублей в год. «Мы продаем матрацы по всей стране, — говорит Бобков. — У нас свой магазин в Москве. А совсем недавно купил помещение и открыл магазин в Санкт-Петербурге».
Если, например, Иваново притягивает швейные производства давней отраслевой специализацией города и близостью к центрам сбыта, то Шатура никому ни логистической, ни иной форы не дает. Но именно здесь активно развиваются мебельщики — видимо, бренд «Шатура-мебель» оказывает магическое действие. «Основные точки роста — мебельный, химический и агропромышленный кластеры», — рассказывает Елена Литвинова. Когда-то здесь было много химических производств, некоторые сохранились до сих пор. Сегодня, по ее словам, есть идея создания на территории бывшей промзоны индустриального парка под химпром — концепция для инвесторов разработана, и кластер заявит о себе уже после 2025 года. «К этому нужно построить жилье для работников, социальную инфраструктуру, а дальше подтянутся и услуги», — уверена Литвинова.
Рядом с Шатурой находится одно из трех крупнейших озер Подмосковья — Святое. «Озеро богато рыбой, это популярное место рыболовства. С туристической точки зрения озеро малопривлекательно» — так описывает это место статья «Википедии». Правда, тут же добавлено: «На берегу водоема расположен дом отдыха». «Дом отдыха» на самом деле парк-отель Saint Lake, 4 звезды. Не только проживающим, но и любым желающим отель предлагает домики для шашлыка, рыбалку, аренду катера, баню и т. д. Saint Lake пользуется спросом у москвичей, а вот ресторан на берегу при отеле популярен в первую очередь среди жителей самой Шатуры. «Люблю там бывать. Пожалуй, единственное место, куда приятно сходить в выходной», — говорит Оксана Шарапова.
Выглядит ресторан вполне прилично. Меню разнообразное, цены московские, но ожидание, что и еда будет на высшем уровне, не оправдывается. Согласно классическому кейсу, из двух ресторанов с одинаковыми финансовыми показателями инвестору стоит выбрать тот, где кормят невкусно, — улучши кухню, и показатели взлетят. Пожалуй, это про всю Шатуру.
Нежный бизнес и пионер-ударник
Воскресенск на 20 км ближе к столице, чем Шатура, но тоже на восток. Электрички ходят с Казанского вокзала, если хочешь попасть в центр города, то выйти нужно не на станции Воскресенск, а на платформе «88 км» — она главная. Внешне город сильно отличается от Шатуры — тут на каждом шагу барбершопы, кафешки и прочее, что говорит об активности торговли и сферы услуг. На главной площади, понятно, имени Ленина перед ТЦ «Воскресенск» стоит хлебная палатка сети «Каравай-СВ», в ней продают выпечку ручной работы и ремесленный хлеб особой рецептуры — батоны по 70–120 рублей. Торговля идет довольно бойко. «Средний чек около 250 рублей, — рассказывает хозяйка торговой точки Екатерина Зимоглядова. — Думаю, у этой палатки уже несколько сотен постоянных покупателей, общий оборот — 4000 чеков в месяц». Екатерина с мужем открыли булочную в 2020 году. Идея их бизнеса проста — начинающие предприниматели решили предложить покупателям правильный хлеб по старорусским рецептам, которого здесь больше нет. Выбрали франшизу сети «Каравай-СВ» с пекарней в Пушкино. Сейчас у супругов уже три такие точки: вторая в Воскресенске, а третья в соседней Коломне. Екатерина состоит в местном сообществе предпринимателей «Нежный бизнес». Точнее, предпринимательниц — объединение женское, работает по всей Московской области с филиалами в разных городах.
«Мы друг друга поддерживаем. Мы помогли открыться многим начинающим предпринимательницам», — рассказывает Forbes Елена Нагаева, лидер воскресенского отделения «Нежного бизнеса». О взаимной поддержке наглядно свидетельствует приклеенное на хлебной палатке Екатерины объявление о вакансии в «Соляной пещере «Клумбаклуб» другой местной предпринимательницы.
Предприятие «Астор Текстиль» Татьяны и Евгения Чуваткиных с 2007 года шьет в Воскресенске рабочую одежду. «Город промышленный — химиков и строителей. Исторически очень удачное расположение для производств. И это не может не радовать, так как наши ключевые заказчики — промышленный комплекс Московской области, а также крупные мировые бренды, называть которые по соображениям коммерческой тайны не буду», — рассказывает Татьяна. Сама она недостатка каких-то услуг в городе не ощущает. «Хотелось бы больше музеев, галерею современного искусства, — добавляет Татьяна. — У нас есть свои таланты, есть кем гордиться. Воскресенск знаменит не только хоккейной командой «Химик», как многие думают, — город упоминается с XIV века. В наших местах родился князь Пожарский, творил писатель Лажечников. В Воскресенске Гоголь писал второй том «Мертвых душ». Уже совместно с администрацией проводим мероприятия по исследованию культурного кода и созданию новых музейных пространств».
Татьяна Чуваткина возглавляет воскресенское отделение «Опоры России», открывшееся фактически по ее же инициативе в августе 2023 года. «Теперь весь ресурс крупного бизнес-сообщества доступен и местным предпринимателям. Думаю, это поспособствует развитию», — уверяет она.
К магазину-шоуруму «Астор Текстиль» подъезжает Gelandewagen. В Воскресенске такой автомобиль один, он принадлежит Евгению, мужу другой участницы «Нежного бизнеса» — Ольги Смысловой. Получив профильное образование и поработав на косметических производствах в том числе в Москве, Ольга при поддержке супруга открыла в 2021 году в родном Воскресенске собственную компанию «Профкосметик». «Мы производим под заказ. — Ольга демонстрирует корреспонденту Forbes полку с тюбиками разных брендов. — От жидкого мыла до элитного крема. Сами закупаем сырье, упаковку, этикетки. И клиенту отгружаем готовый к реализации продукт». Замечаю детский крем «Кря-Кря», шампунь My Teddy, сыворотку Roz Mary. «А вот эта марка, OL JE, наша собственная, — рассказывает предпринимательница. — Означает «Оля и Женя». Цех косметики расположен в здании бывшей ткацкой фабрики в промзоне Хорлово. «В месяц мы отгружаем 150 000 единиц продукции, годовой оборот около 30 млн рублей, — делится цифрами Ольга. — Но мы уже готовы расширяться: сейчас у нас 12 работников, а хотим построить фабрику на 120 занятых».
По словам бизнесмена, присматривавшегося к Воскресенску, в городе достаточно свободных производственных помещений, но купить их невозможно. «Кто-то когда-то их приватизировал. Некоторые владельцы давно живут за границей. Сами не используют, но покупателю заламывают несусветную цену. Потому эти площади и пустуют», — пояснил он.
Сосед Смысловых по Хорлово Данила Яковлев занимается сбором и переработкой макулатуры. Он начал бизнес еще школьником. Глядя на него, корреспондент Forbes c досадой вспоминал свое пионерское детство — бесплатный сбор вторсырья «в фонд мира». Данила же в 16 лет купил за 55 000 рублей и поставил в гараже небольшой пресс для брикетирования собранного картона и бумаги и наладил сбыт этого вторсырья перерабатывающим предприятиям. Сейчас Даниле 20 лет, он учится по специальности управления малым и средним бизнесом на очном отделении в московском Государственном университете управления, но это не мешает ему развивать бизнес в родном городе. Он арендует в Хорлово ангар, в нем работает нанятый сотрудник уже на большом промышленном прессе. Свою продукцию Данила продает под брендом Ecogroup. «Пришел в центр «Мой бизнес», принес бизнес-план и получил грант 500 000 рублей — на него и купил пресс», — рассказывает он. Сейчас из-за ограничения экспорта макулатуры цены на внутреннем рынке упали в три раза, и пока годовой оборот молодого предпринимателя всего 3,5 млн рублей, чистая прибыль — 1 млн рублей. Но он планирует расширяться — запустить линию переработки стекла. Один из партнеров, покупатель Данилы, тоже сосед по Хорлово, — компания Rameko, которая из отходов сельхозпродукции делает наполнители кошачьих туалетов, а из макулатуры производит мульчу для гидропосевов, строительный утеплитель, целлюлозное волокно, наполнители для лотков домашних животных и сорбенты для сбора нефтепродуктов с поверхностей.
Судя по центру Воскресенска или Хорлово, где открыто множество самых разных производств, даже непонятно, почему город оказался на предпоследнем месте. Однако центр — далеко не весь город. Воскресенск, в котором 95 000 жителей, вытянут вдоль Москвы-реки на пять (а весь городской округ на 11) станций электрички. Например, микрорайон Цемгигант, построенный у цементного завода «Гигант», погружает посетителя даже не в 1990-е, а в 1980-е. «Где выпить кофе? — задумался встреченный прохожий. — Разве что кофейный автомат в «Пятерочке». У нас тут еще кафе есть, но вам там не понравится — одна гопота торчит». Вот и все удовольствия для 5000 жителей микрорайона. «Да тут вообще ничего нет и не будет, — говорит другой житель Цемгиганта. — Любое кафе, если откроется, то туда придет местная шпана, заплатит 100 рублей за чашку и будет сидеть целый день свои дела перетирать». По его словам, в Воскресенске самое дешевое жилье в Московской области — место, куда в итоге стекаются малообеспеченные переселенцы, а то и спившиеся маргиналы из других мест. «Лично я, если хочу развеяться, сажусь на электричку и через 15 минут буду в Коломне — там уже нормальные кафе. И вообще все выглядит не так мрачно».
В тени Чайковского
Главный сюрприз нашего списка городов Подмосковья по количеству МСП на 1000 жителей — третье место с конца у Клина. Здесь население чуть поменьше, чем в Воскресенске, — 88 500 жителей. Старинный купеческий город во многом таким и остался — в нем производится немало известных в стране товаров: от пива до колбасы. Всего 85 км от МКАД, открывшиеся платные участки в объезд пробок Ленинградского шоссе, скоростные комфортные электрички-экспрессы обеспечили городу хорошую связь с Москвой. И при этом на 1000 жителей у него приходится 7,15 субъекта МСП, а в соседнем Солнечногорске — более 61.
«Здесь большая проблема — персонал, — рассказала Forbes Мария Корнеева, хозяйка «Гранд кафе «Чайковский» на главной исторической площади города. — Мы, когда открывались этим летом, очень долго искали поваров». Мария переехала в Клин из Москвы, и по ее ощущениям, в городе дефицит атмосферных заведений. «Совершенно случайно интерьер нашего кафе создан в стиле клинского музея Чайковского, как будто его продолжение, — рассказывает она. — Местная администрация сама нас заметила и включила в предлагаемый гостям туристический маршрут. Сейчас мы планируем ввести в меню блюда, которые любил Петр Ильич».
Если в Шатуре и Воскресенске почти все предприниматели — местные уроженцы, то в Клину чаще встречаешь москвичей. Художник Роман Кириллычев давно купил в Клину дом, но вот его партнер по бизнесу Сергей Медузов продолжает ездить сюда из Москвы. В Клину они в 2011 году создали стеклодувное производство Kirini, выпускающее посуду, декоративные формы и другие изделия из боросиликатного стекла. Товар эксклюзивный — обычные на первый взгляд бокалы продают по 15 000 за штуку. Но продукция находит своего клиента — ее годовой оборот приближается к 50 млн рублей.
По словам компаньонов, основная причина выбора локации — кадры, выращенные на заводе «Химлаборприбор» стеклодувы. «Но не только, — комментирует Сергей Медузов. — Здесь многое дешевле, чем в Москве. И логистика удобная. Правда, есть минус (возможно, это тоже одна из причин низкого места в вашем рейтинге): раньше оптовики, клиенты в Клин легко приезжали, а сейчас все привыкли к онлайну, к доставке — время экономят. Мы, например, поэтому решили открыть шоурум в Москве».
Ева Курушова с мужем переехали в Клин 11 лет назад из Хабаровска. В 2022 году они открыли «Крафтовую мануфактуру Курушов». Теперь прямо на участке частного дома они производят «большие и малые» формы: муж делает из бетона вазы и декоративные элементы для ландшафтного дизайна, а Ева — из гипса вазочки для цветов, подсвечники и прочие фигурки для украшения интерьера. «Резиновые формы для заливки гипса беру на AliExpress, гипс покупаю с хорошей скидкой — просто сразу проплачиваю большой объем, а забираю по мере расходования, — рассказывает предпринимательница. — Сама изготавливаю, потом сама отвожу на склады маркетплейсов в Тверь или Москву. У меня по Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркету» общий месячный оборот получается примерно 1,5 млн рублей. При прямых продажах прибыль была бы 80%, а так 25–30%». Ева состоит в клинском отделении «Нежного бизнеса», говорит, это очень полезная структура. При этом ни один из опрошенных предпринимателей-мужчин в подобные объединения не вступил. «Девочки просто более любопытные, общительные», — полагает Ева.
Носочное производство Quteх работает с 2019 года в промзоне бывшего завода «Химволокно». Гендиректор предприятия Константин Веников, устав ежедневно мотаться сюда из Москвы, снял квартиру неподалеку от производства. Его объяснения конкурентных преимуществ Клина по сравнению со столицей аналогичны озвученным стеклодувами: меньше затрат на аренду и персонал и кадровая база. «60–70% наших вязальщиц с опытом, полученным на клинских предприятиях», — поясняет Веников. Сейчас Quteх производит 500 000 пар носков в месяц, к концу года мощности разгонятся до 700 000. «Мы планируем расширяться, — говорит он. — Но вся территория «Химволокна» забита производителями».
Причины низкой предпринимательской активности в Клину один из бизнесменов ищет в недавнем прошлом. В 1996–2014 годах главой района, а заодно и города Клина был Александр Постригань, и при нем открыть новый бизнес было очень сложно, рассказывает собеседник Forbes. В 2020-м по делу о взяточничестве и превышении полномочий Постриганя осудили на 15 лет. При этом у него было изъято 1700 объектов недвижимости, оцененных по кадастровой стоимости в 9 млрд рублей. Большинство объектов находилось на территории Клинского района, это земельные участки, здание кинотеатра, городской торговый центр, рынок, детская поликлиника, два детских сада, базы отдыха, культурно-исторический центр и общественная баня. Ниша освободилась, пора ее заполнять.