«Почта России» может продать часть почтамтов для погашения долгов
«Почта России» может продать часть почтамтов, расположенных в центрах городов в объектах культурного наследия и памятниках архитектуры. В этом году компания начала программу реализации непрофильных активов для того, чтобы погасить накопленные долги
«Почта России» создала рабочую группу для решения вопроса о дальнейшем использовании крупных объектов недвижимости, которые находятся на балансе компании, рассказал в интервью «Ведомостям» ее генеральный директор Михаил Волков. По его словам, некоторые активы, в их числе — центральные почтамты городов в объектах культурного наследия и памятниках архитектуры, могут быть выставлены на торги.
По словам Волкова, «Почта России» сотрудничает с профильными участниками рынка недвижимости для формирования стратегии по работе с такими активами. Предложения рабочей группы будут рассмотрены на совете директоров «Почты России», добавил он. В качестве примера «проблемных» объектов недвижимости в центрах городов он назвал комплекс зданий Главпочтамта (бывшего Московского императорского почтамта и телеграфа, 37 000 кв. м) на Мясницкой улице в центре Москвы и Главпочтамта в Санкт-Петербурге (26 000 кв. м).
Собеседник газеты пояснил, что такие здания (объекты культурного наследия, памятники архитектуры) очень сложно перестроить, а вложить денег нужно очень много — «значительно больше, чем в простой объект, потому что есть очень много требований и ограничений». Один из консультантов на рынке недвижимости отметил, что подобных объектов у компании около 30. В стратегии «Почты России» до 2030 года (утверждена в мае 2021 года) говорится, что компания использует 81 700 объектов недвижимости.
Волков добавил, что в 2023 году компания начала программу реализации непрофильных активов. Это один из инструментов погашения накопленных долгов, уточнил глава компании. «В текущей ситуации для компании деньги сейчас, возможно, более ценны, чем деньги потом», — заключил Волков. Накопленный долг «Почты России» по итогам 2022 года составлял 133 млрд рублей, отмечал ее гендиректор на заседании Совета Федерации по экономической политике в июле 2023 года.
Стоимость комплекса в Москве — не менее 1,6 млрд рублей, а в Санкт-Петербурге — до 1 млрд рублей, оценил гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Партнер Nikoliers Игорь Темнышев сказал, что оба объекта нуждаются в комплексной реконструкции, а в нынешнем виде их использование в качестве офисных центров представляется маловероятным. Такие активы логичнее использовать под жилье или офис, считает партнер NF Group Станислав Бибик. Он также не исключает появления на их месте сервисных офисов или общественных пространств.
Глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько полагает, что в Москве по аналогии с Центральным телеграфом компании будет логичнее согласовать проект редевелопмента и привлечь сильного партнера с хорошим девелоперским опытом. Это могут быть Sminex, MR Group, Vos’Hod, Vesper и другие, сказала эксперт. Компания сразу получит часть денег от продажи долей, но останется собственником и сможет участвовать в проекте, отметила она.
Руководитель направления земельных активов и девелопмента департамента рынков капитала и инвестиций IBC Real Estate Дмитрий Шелковский полагает, что в регионах «Почта России» также может попробовать найти партнера, который сделает объект недвижимости коммерчески привлекательным, но не изменит его основное назначение — оказание почтовых услуг. По его словам, компания-партнер сможет использовать свободные площади на правах долгосрочной аренды.
В конце сентября спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, обращаясь к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову, заявила, что в «Почте России» «растет и растет финансовая дыра». Она отметила, что законодатели «шли на все предложения» компании, однако ее «финансовое положение очень печальное». Глава «Почты России» Михаил Волков, комментируя слова спикера, признал, что в начале 2023 года «финансовое положение компании было крайне непростым». «За полгода нам удалось изменить тренд: почти в три раза сократить убыток от операционной деятельности, открыть многие временно закрытые отделения, вернуть людей. Но ситуация остается очень напряженной», — указал он.