К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Климатическое отступление: как и почему начался зеленый откат и к чему это приведет

Фото Steve Proehl / Getty Images
Фото Steve Proehl / Getty Images
На международных климатических саммитах в последние годы регулярно ставили амбициозные цели по борьбе с изменением климата. Однако реализация этих планов предполагает затраты, к которым на деле оказались готовы не все, причем не только в развивающихся странах, но и в крупных западных, которые обычно двигались в авангарде климатической борьбы. Бизнес, столкнувшийся с проблемами, протестует против слишком резких нововведений, а власти на фоне экономических сложностей готовы отказываться от экологических программ. Что сейчас происходит с климатической политикой, на кого она влияет и продолжит ли Европа этот путь?

Ожидания и реальность

В 2021 году на международном климатическом саммите в Глазго страны договорились отказаться от угольной энергетики, обратить вспять потерю лесов к 2030 году и радикально сократить выбросы CO2. С тех пор в мире многое изменилось — из-за «спецоперации»* на Украине и решения стран Европы прекратить покупать у России углеводороды многие законсервированные угольные шахты открылись, а планы по сокращению выбросов на фоне боевых действий отодвинулись. Общая ситуация в мировой экономике привела к тому, что многие страны стали или полностью отказываться от принятых ранее решений, связанных с зеленым переходом, или переносить сроки их реализации.

Так называемый зеленый откат — greenlash, обратная реакция на экологические инициативы (от английского green и backlash — «обратная реакция») наблюдается во многих странах, включая те, которые были передовыми борцами с климатическими изменениями. Например, в прошлом месяце Германия приняла более мягкую версию спорного закона об отоплении, задержав поэтапный отказ от газовых котлов на несколько лет. В изначальной версии речь шла о том, что каждая отопительная система в стране должна работать на 65% на экологически чистой энергии уже с 2024 года — реализацию отложили на 2028-2029 годы. 

Новое консервативное правительство Швеции сразу после прихода к власти отказалось от предыдущей программы достичь к 2040 году на 100% возобновляемой энергии и заменило эту цель на энергию «на 100% не на основе ископаемого топлива», а также планирует строить больше ядерных реакторов. Еще в феврале Швеция установила рекорд по производству ветроэнергетики. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

И это не единственные страны, которые отказываются от своих недавних планов и обещаний. На саммите в 2021 году более 100 стран, включая США и ЕС, подписали соглашение, обязывающее их сократить выбросы метана минимум на 30% к 2030 году по сравнению с уровнем 2020-го. Судя по всему, пока добиться снижения выбросов, по крайней мере в Европе, не получается.  Президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Бельгии Александр де Кро также призвали к «регуляторной паузе» в отношении европейского природоохранного законодательства, отметив, что для того, чтобы не терять темп в климатической борьбе, необходим «период стабильности». 

Дорогая экология

Государства одно за другим откладывают реализацию экологических программ, например, министр транспорта Великобритании Марк Харпер объявил о новых уступках для автомобилистов — теперь государству сложнее устанавливать ограничения скорости и введены упрощенные режимы для оплаты парковки. В то же время премьер-министр страны Риши Сунак отложил запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей, заявив, что этот шаг облегчит финансовое бремя для домохозяйств. И это в условиях пропаганды использования велосипедов, общественного транспорта и новой зеленой политики по нулевым углеродным выбросам. 

 

Однако Евгений Кузнецов, генеральный директор венчурного фонда Orbita и футуролог, уверен, что причина таких повальных отказов от экологических амбиций в Европе — это в первую очередь предвыборная гонка, в рамках которой консерваторы хотят потрафить своему электорату: «Энергопереходу это не угрожает, поскольку его темпы поддерживаются уже экономическими причинами. К примеру, Британия на днях согласовала крупный проект по импорту солнечной электроэнергии из Марокко, а доля электромобилей в продаже растет». 

Действительно, многое говорит о том, что таким образом Консервативная партия стремится заручиться поддержкой избирателей — многие из них живут за городом, и для них особенно важно передвигаться на автомобиле. «Консервативная партия гордится тем, что мы выступаем за права автомобилистов, — сказал Харпер на конференции Консервативной партии в Манчестере. — Мы выступаем за свободу передвигаться так, как вы хотите». Министр также выступил против идеи 15-минутных городов — экологической концепции, в которой все в городе доступно в пешей или велосипедной доступности.

О том, что «экологическое отступление» в Европе объясняется в первую очередь приходом к власти консерваторов, пишет и эксперт по энергетики Ирина Слав в издании Oil Price.Так, в Нидерландах фермерская партия, ставшая фактически ответом на планы правительства вдвое сократить поголовье скота для выхода из азотного кризиса, набирает много сторонников на местных выборах. В Германии входящая в правящую коалицию партия «Зеленые» постепенно уступает позиции консервативной «Альтернативе для Германии».

 

Как пишет CNBC, причиной зеленого отката стало то, что европейские жители только сейчас начали ощущать на себе финансовые последствия климатических решений. А на фоне электорального цикла, в который вошли сейчас некоторые страны, политики начали обращать внимание на стоимость зеленого перехода. Хотя европейская общественность в целом поддерживает экологическую повестку и борьбу с климатическими изменениями, отмечает Oil Price, судя по всему, она готова делать это только до тех пор, пока климатические законы не затрагивают их лично. 

Недавно назначенный министр энергетической безопасности и углеродной нейтральности Великобритании Клэр Коутиньо подчеркнула, что общество нельзя принуждать к экологичности: «Углеродная нейтральность — это не то, что может навязать людям политическая элита. Лейбористы хотят заставить людей вести себя определенным образом. Их планы токсичны, и они уничтожают поддержку экологических инициатив». 

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский уверен, что европейские политики до начала 2022 года активно шли по пути популизма, а теперь популизм оказался не по карману ни им, ни гражданам, поэтому зеленые инициативы закономерно сворачиваются. 

Во Флориде и вовсе запретили инвестировать государственные деньги для продвижения целей ESG государственным и местным чиновникам, а также продавать облигации ESG от лица муниципалитетов — такой законопроект в начале мая подписал республиканский губернатор Рон Десантис. «Мы не хотим, чтобы госслужащие участвовали в этих идеологических каруселях», — сказал чиновник. 

Ольга Лакустова, директор Фонда поддержки и развития природоохранных проектов «Наш фонд», говорит, однако, что США также не меняют своего курса и не собираются отказываться от зеленого перехода: «В данный момент американские власти предоставляют субсидии на покупку товаров отечественного производства. Также они предоставляют налоговые преференции компаниям, которые развивают проекты в области экологии. Таким образом они делают привлекательным свой рынок для инвесторов, обеспечивая повышенный спрос и льготы для тех, кто будет производить отечественные товары и уделять внимание зеленым проектам. Это часть зеленой политики, которая укрепилась с приходом на пост президента Джо Байдена». 

 

Остановка или замедление

Лакустова говорит, что происходящее в Европе не является попытками отказаться от зеленой повестки: «Ни США, ни Великобритания, ни другие европейские страны не собираются ослаблять движение в этом направлении. Речь идет, в первую очередь, о том, чтобы помочь населению плавно и безболезненно совершить зеленый переход, который достаточно серьезно с экономической точки зрения сказывается на гражданах. Особенно сейчас, когда весь мир охвачен экономической нестабильностью. В этом свете меры, которые предлагают европейские власти — это забота о гражданах и домохозяйствах, чтобы они не чувствовали себя зажатыми в тиски». 

Действительно, жители европейских государств борются с кризисом стоимости жизни: повсеместно растет стоимость коммунальных платежей, а новые климатические законы еще больше провоцируют рост цен. В некоторых странах недовольные ухудшением своей жизни люди выходят на протесты. «Это закономерная реакция домохозяйств на растущие затраты на поддержание текущего уровня жизни, — считает Жарский. — Нужно учитывать, что экономики стран Европы неоднородны, и голоса Греции, Италии, Португалии звучат громче остальных и могут расшатать всю систему, даже если Германии, Франции, Великобритании удастся внутри себя сохранить равновесие. Дорожают продукты ежедневного потребления и энергоносители, растет инфляция, и ЕС отвечает на это ростом ставки, который снижает потребление домохозяйств и спрос на кредиты, с одной стороны, а с другой — ставит экономику Еврозоны на грань рецессии». 

Столкнулись климатические меры с реальностью и в Польше — страна зависит от угля и производит на нем до 70% своей энергии. Правительства Бельгии и Люксембурга считают неприемлемым продолжать давать субсидии на угольную энергетику, в то время как Польше просто не хватит ресурсов, чтобы в ближайшее время перейти на экологичное топливо. Министр по вопросам экологического перехода Испании Тереза Рибера считает, что климатическая политика должна учитывать эти факторы: «Мы должны принять во внимание реальность каждой страны, чтобы обеспечить их способность обеспечивать энергией своих людей и их отраслей», — сказала она.  

Польша уже подала четыре жалобы на климатическую политику ЕС, назвав ее «авторитарной». Лидер правящей партии Ярослав Качиньский заявил, что экологическая политика блока — это «безумие» и «зеленый коммунизм». 

 

Значит ли это, что снижение глобального потребления углеводородного топлива произойдет не так быстро, как можно было бы ожидать при своевременной реализации всех планов, а значит, нефтедобывающие страны, получающие доход от ископаемого топлива, будут еще долго продолжать его получать? Не совсем. Лакустова уверена, что ископаемое топливо по-прежнему будет востребовано в развивающихся странах, но количество его потребления в любом случае снизится: «Добывающие компании еще долго будут оставаться прибыльными. Но им все труднее будет находить финансирование на развитие, потому что приоритетом в этом отношении будут пользоваться структуры, поддерживающие зеленые технологии. Это общемировая тенденция».

Илья Жарский уверен, что для нефтедобывающих стран настал благоприятный период: «Дело не только в сворачивании экологических инициатив европейскими странами, но и в обострившейся обстановке на Ближнем Востоке. Арабо-израильский конфликт будет подогревать цены на нефть даже при текущем низком уровне вовлеченности арабских нефтедобывающих государств. Если эта вовлеченность вырастет — цены получат мощный импульс».

При этом Жарский полагает, что в ближайшее время мы увидим в Европе не только подъем ставок, а, например, принудительное регулирование цен на некоторые товары, их дефицит, а также непредсказуемое ухудшение ситуации вследствие аварий на энерготранспортной инфраструктуре: «Эти вещи невозможно предугадать, но влияют они на цены напрямую и неотвратимо. После аварии на газопроводе Balticconnector цены на природный газ в Европе выросли на 10%. А на ремонт Balticconnector могут уйти месяцы». 

Натали Точчи, директор Итальянского института международных отношений и профессор Тюбингенского университета, пишет в своей колонке для The Guardian, что давление на экологические инициативы усиливается, потому что теперь они обрели реальность. До тех пор, пока климатические действия были абстрактной высокой целью, всем было легко на словах ее поощрять, ничего не платя за это. «Вполне естественно, что те, кому приходится терпеть убытки,  хотят, чтобы их голоса были услышаны, — пишет она, — но задача политиков — канализировать это недовольство и найти способы компенсировать ущерб этих людей, чтобы их сопротивление не оборвало наш путь к нулевым выбросам». 

 

Действительно, сейчас все чаще можно обнаружить проявление недовольства климатической политикой среди рядовых граждан. Например, в комментариях на Reddit пишут: «66% домохозяйств в Великобритании владеют автомобилем. Законы в защиту автомобилистов — это законы в защиту простых людей. А быть против автомобилей — это экстремистская позиция». 

«В любом случае, зеленый переход не может случиться быстро — это дело десятилетий. В этом надо отдавать себе отчет, — говорит Лакустова. — В данный момент ослабление нагрузки на граждан выглядит более чем разумно. Как минимум, это позволит избежать формирования массовых протестных движений против зеленого перехода и не повлияет на долгосрочную стратегию». 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+