Нефтяники пожаловались на падение прибыльности розничного бизнеса
Нефтяники пожаловались на падение прибыльности розничных продаж топлива из-за увеличения налоговой нагрузки. В ответ на запрос профильного комитета Госдумы они отметили, что цена реализации топлива не позволяет покрыть рентные налоги, акциз и НДС
Крупные российские нефтяные компании недовольны высокой долей налогов в стоимости топлива, ведущей, по их мнению, к убыткам при его производстве и розничной торговле. Это следует из их ответов на просьбу главы комитета по энергетике Госдумы Павла Завального оценить влияние «налоговой составляющей» на цену топлива, с которыми ознакомился «Коммерсантъ».
Обсуждение возникло на фоне резкого роста цен на топливо в сентябре и предпринятых правительством радикальных мер, в том числе запрета на экспорт бензина и дизтоплива 21 сентября с последующими послаблениями.
Увеличение налоговой нагрузки на фоне регулирования цены топлива государством приводит к сокращению прибыли розничного бизнеса, и он становится непривлекательным для инвестиций и развития, отметил глава «Татнефти» Наиль Маганов. Он указал, что в сентябре налоговая нагрузка в структуре розничной цены на бензин Аи-92 составила 77,2% (вместе с затратами на транспортировку — 85,7%), а на дизтопливо — 77,3%. Убыток «Татнефти» от производства и реализации Аи-92 на внутреннем рынке составляет 10 рублей и дизтоплива — 3 рубля за литр. Общая налоговая нагрузка, по оценкам компании, выросла с 52% от выручки в 2018 году до 61% в 2023 году.
В «Сургутнефтегазе» отметили, что налоговая нагрузка в 2022–2023 годах в отрасли превышает 67%. В письме в Госдуму компания сообщила, что в секторе нефтепереработки налоговая нагрузка в сентябре-октябре составила 110% от цены реализации бензина Аи-92 и 102% от цены дизтоплива. В результате цена реализации топлива не позволяет покрыть в полном объеме рентные налоги, акциз и НДС. В рознице, по оценке «Сургутнефтегаза», налоговая нагрузка по бензинам превышает 103% от цены реализации, по дизтопливу — 91%.
Издание напоминает, что в рамках налогового маневра, который правительство проводит с 2018 года, в 2024-м полностью исчезнет экспортная пошлина на нефть, которая служила косвенной субсидией для НПЗ. Чтобы компенсировать потерю этой субсидии, правительство предоставляет компаниям обратный акциз на нефть и топливный демпфер. Сейчас Минфин и Минэнерго обсуждают, за счет каких источников демпфер финансировать. Раньше в таких случаях всегда повышался НДПИ на нефть.
Независимый эксперт Борис Луцет рассказал изданию, что за 2022 год почти треть суммы, собранной в виде НДПИ и пошлин, вернулась в отрасль в виде акциза на нефтяное сырье, что достаточно для покрытия операционных и инвестиционных расходов. Он напомнил, что налоги в отрасли прогрессивные, а значит, при росте цен на нефть и ослаблении рубля номинальная налоговая нагрузка возрастает в зависимости от объема переработки, размера демпфера и количества месторождений с льготами по НДПИ. По мнению эксперта, инвестиционные возможности зависят скорее не от доли налогов в цене топлива за конкретный период, а от денежных потоков из бюджета в виде льгот по НДПИ и субсидий переработке.
Обыкновенные акции «Татнефти» на Мосбирже 24 октября по состоянию на 12:00 мск теряли в цене 0,32% и торговались по 624,6 рубля за бумагу, «Сургутнефтегаза» — снижались на 0,9%, до 31,985 рубля.