К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

США ввели санкции в отношении двух нарушителей нефтяного потолка: что это значит

Фото Can Erok / Getty Images
Фото Can Erok / Getty Images
Минфин США ввел блокирующие санкции в отношении двух компаний, перевозивших российскую нефть, которая реализовывалась по цене выше установленного западной коалицией потолка. Союзники по так называемой коалиции потолка цен выступили в поддержку действий США и выпустили рекомендации для участников нефтяных перевозок, указав на необходимость соблюдать ценовые ограничения. Что означают эти действия и к каким последствиям они могут привести — выяснял Forbes

Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) сообщило в четверг, 12 октября, что вводит блокирующие санкции против зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах компании Lumber Marine SA и турецкой Ice Pearl Navigation Corp. Принадлежащий Lumber Marine танкер SCF Primorye и танкер Yasa Golden Bosphorus, который принадлежит Ice Pearl Navigation Corp, говорится в сообщении, перевозили российскую нефть, проданную по ценам выше $75 и $80 за баррель. Этим судам запретили любые операции, связанные с перевозкой нефти, но до 8 января 2024 года разрешили действия, связанные с оказанием медицинской помощи и обеспечением безопасности членов экипажа, швартовкой, постановкой в док и ремонтом.

«Мы по-прежнему привержены реализации политики ценового ограничения», — заявил заместитель министра финансов США Уолли Адейемо. По его словам, эта политика преследует две цели: сокращение прибыли России от торговли нефтью и обеспечение достаточных объемов поставок на мировые рынки для поддержания стабильности этих рынков.

В конце 2022 года страны «Большой семерки» (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), образовавшие совместно с ЕС и Австралией так называемую коалицию ценового ограничения, установили максимальную цену в $60 за баррель российской нефти, перевозимой морским путем. Ценовой потолок вступил в силу 5 декабря 2022 года, одновременно с запретом на импорт российской нефти странами, присоединившимися к ограничениям. Однако России удалось перенаправить нефтяные потоки на Восток, прежде всего в Индию и Китай, а средняя цена на российскую нефть сорта Urals перешагнула поставленную планку уже в июле нынешнего года. По оценке Минфина России, средняя цена на нефть марки Urals в сентябре 2023 года сложилась в размере $83,08 за баррель, средняя цена эталонной североморской нефти Brent составила $93,98.

 

Коалиция ценового ограничения в четверг, 12 октября, опубликовала заявление в поддержку действий США и рекомендации для перевозчиков нефти по морю и для компаний из смежных отраслей о необходимости придерживаться установок ценовой коалиции и о том, как избегать нарушений ценового потолка. «Если у нас найдутся доказательства того, что компании или физические лица осуществляют незаконные или вводящие в заблуждение [регуляторов] действия, связанные с поставками сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения, мы ответим в соответствии с ограничительными мерами, установленными членами коалиции, — говорится в заявлении. — В то же время коалиция по-прежнему привержена сохранению стабильности на мировых энергетических рынках как с точки зрения уровня цен, так и с точки зрения предложения».

Агентство Reuters сообщило, что после введения ценового потолка трейдеры, желающие заработать на перевозках российской нефти, закупили старые танкеры или перерегистрировали имевшиеся у них в странах, не присоединившихся к потолку цен. Количество желающих перевозить российскую нефть увеличилось настолько, что ставки фрахта обвалились, и это принесло России еще больше доходов, пишет агентство. По оценкам трейдеров и расчетам Reuters, продавцы российской нефти марки Urals нынешней осенью сэкономят около $7 за баррель на фрахтовых ставках по сравнению с прошлой зимой, когда был введен ценовой потолок. По расчетам Reuters, это означает, что экспортеры продают нефть, загружаемую в портах на Балтийском море, по цене $70 долларов за баррель, что значительно превышает уровень ценового потолка в $60.

 

Когда в сентябре цены на нефть Brent достигли пика в $97 долларов за баррель, российские экспортеры продавали российскую нефть по $79 за баррель. Ставки фрахта на поставку российской нефти сорта Urals в Азию в октябре упали до самого низкого уровня с момента введения потолка цен, сообщили трейдеры агентству. В текущем месяце, по их данным, стоимость перевозки одного танкера со 100 000 т российской нефти из балтийских портов в Индию упала до $4,8-5,2 млн, или примерно до $7 за баррель по сравнению с более чем $15 млн (около $14 за баррель) в начале 2023 года.

Ставки фрахта упали, даже несмотря на то что Россия совместно с Саудовской Аравией согласилась сократить экспорт. А затраты на транспортировку 140 000 т нефти Urals из черноморского порта Новороссийск в Индию в октябре, по данным источников Reuters, составили в среднем около $4,1-4,2 млн, по сравнению с $5 млн в летние месяцы. При этом, указывает Reuters, в нынешнем году Россия экспортировала около 5 млн баррелей нефти в сутки. Общий экспорт нефти вместе с нефтепродуктами в сентябре, сообщило Международное энергетическое агентство (МЭА), подскочил c августа на 460 000  баррелей в сутки, до 7,6 млн баррелей в сутки. Доходы России от экспорта нефти, по подсчетам МЭА, в сентябре, по сравнению с предыдущим месяцем, выросли на $1,8 млрд, до $18,8 млрд, что стало самым высоким показателем с июля 2022 года. 

Попытка сохранить лицо

  «Последние действия США и западной коалиции стоит трактовать скорее как попытку сохранить лицо, чем как  конструктивные меры, призванные пресечь экспорт российской нефти, реализованной по ценам, превышающим ценовой потолок, — рассуждает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. —  Полноценное  функционирование данного механизма невозможно в условиях продолжающегося роста цен на нефтяном рынке, обеспечивающего соизмеримое восстановление цен на российскую нефть. Еще в  июле стоимость российской нефти марки Urals уверенно превышала порог в $70 за баррель, что на $10 выше ценового потолка. В августе котировки российской нефти впервые превысили цены 2022 года, пробив отметку $75 за баррель, а уже в сентябре ее средняя цена вышла на планку $83 за баррель. Однако несмотря на то что в сентябре прошлого года цена на нефть марки Brent колебалась близко к уровню $89 за баррель, что сопоставимо с текущими уровнями, российская Urals на тот момент стоила более чем на 20% дешевле, находясь ниже отсечки в $70 за баррель. Именно тогда Еврокомиссия, а затем уже и страны «Большой семерки» обсуждали потолок цен на российскую нефть, рассматриваемый коалицией в диапазоне $60-70 за баррель. Поскольку сейчас ее котировки превышают прошлогодние почти на $15 долларов за баррель, логично предположить, что западной коалиции имеет смысл пересмотреть этот диапазон в сторону увеличения как минимум на 20%. Но это крайне маловероятно из-за политических и имиджевых рисков».

 

«Я не могу судить, рассчитывает ли правительство США восстановить этим действием потолок цен или же оно просто надеется повысить стоимость операций [с российской нефтью] и тем самым хотя бы немного увеличить дисконт на нефть марки Urals, — сказал Forbes старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. — Проблема с потолком цен заключается в том, что это фиксированная величина, ни к чему не привязанная. Когда стоимость Brent составляла $70 за баррель и ниже, этого уровня [$60 за баррель] можно было легко достичь. Но поскольку стоимость нефти Brent сейчас значительно превышает $80 за баррель, то предполагаемый ценовой разрыв между эталонным сортом и Urals становится настолько большим, что у потенциальных покупателей и отправителей российской нефти появляются стимулы обойти любую систему контроля».

США, понятно, пытаются преследовать компании, нарушающие их условия работы с российской нефтью, отмечает аналитик ФГ «Финам» Оксана Лукичева. «Но это приводит лишь к созданию флота, параллельного западному, который будет работать в новых условиях. Именно это мы уже наблюдаем, — констатирует аналитик. — Санкции даже ускоряют процесс. Потолок цен — весьма относительное понятие. Задача, по заявлениям самих американцев, состоит не в том, чтобы цены на российскую нефть были $60 за баррель и ниже, а чтобы они были ниже рыночных. Ну и в целом желательно, чтобы цены на нефть были ниже $90 за баррель, так как иначе экономика начинает сильно буксовать».

Серьезные санкции маловероятны

Принятие санкций против двух компаний — это несерьезно, считает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Чтобы утверждать, что США решили серьезно следить за соблюдением условий ценового потолка, таких историй должно быть больше — и более масштабных, полагает эксперт. «Пока, я думаю, американцы от полноценного давления будут воздерживаться, хотя отдельные эксцессы возможны, — говорит Митрахович. — Иначе это может действительно привести к ситуации, при которой российской нефти будет экспортироваться меньше и мировые цены вырастут, в том числе цены на бензин в Америке в преддверии президентских выборов.  Поэтому мне кажется, что к полноценному давлению американцы не готовы».

Желающих перевозить российскую нефть действительно много, подтверждает Митрахович. «Это вид бизнеса, — говорит он. — Поскольку все видят, что особых проблем это не приносит, и американцы кого-то давят, но не масштабно, есть желающие заработать. Поэтому и стоимость фрахта меньше, и дисконт меньше. Посмотрим, что будет в будущем: может быть, по мере успокоения ситуации на Ближнем Востоке цены на нефть снизятся и США будут себя чувствовать более раскованно в плане возможности принять меры против судовладельцев и страховщиков. Если цены на нефть немного уменьшатся, то США могут усилить давление. Но не фундаментально, не так, чтобы всех распугать и создать эффект дефицита российской нефти на мировом рынке».

Пересмотр ценового потолка в сторону повышения будет означать фактическое узаконивание западным сообществом роста нефтегазовых поступлений в российский бюджет, на что Еврокомиссия и «Большая семерка» не пойдут, считает Блохин из Альфа-банка. Это, по мнению аналитика, неприемлемо для коалиции в том числе потому, что необходимость пересмотра цен лишь в очередной раз продемонстрирует несостоятельность данной инициативы, а увеличение цен на российскую нефть станет контрпродуктивной мерой в рамках задачи по снижению доходов российского государства.

 

Начиная с июля нефтяная отрасль провалилась в период существенного дефицита, что делает дальнейшее давление на игроков на рынке затруднительным, полагает эксперт. Значительный рост премии за риск может заставить участников рынка фрахта проигнорировать риски, связанные с возможным вмешательством регуляторов и санкционным давлением со стороны США и коалиции. «Сейчас нефтяной рынок переходит в статус «рынка продавца», на котором условия диктуют поставщики нефти, а не покупатели, — говорит Блохин. — Это кардинальным образом отличается от ситуации, когда коалицией вводились ограничения, а профицит нефти позволял покупателям диктовать свои условия».

«В условиях действия ограничений, взятых на себя Россией и Саудовской Аравией, цены на нефть, скорее всего, останутся на текущем уровне, а Brent уверенно закрепится выше $85 за баррель, — добавляет Блохин. — По нашей оценке, цена на нефть марки Brent может подняться выше $95 за баррель, а дисконт на Urals — провалиться ниже $10 за баррель, что предполагает потенциальный рост цен на российскую нефть до уровня $85-90 за баррель. Мы не исключаем, что какие-то точечные меры правительством США могут применяться для запугивания игроков на рынке, но рассчитывать на то, что это будет носить системный характер и коснется всех участников рынка фрахта, нам представляется нецелесообразным. Введение санкций в отношении всех участников рынка транспортировки российской нефти сопряжено с рисками ограничения объемов перевозки и поставок нефти на рынок, что будет контрпродуктивным и приведет лишь к росту цен. Если в условиях сохранения текущего уровня ценового потолка «Большая семерка» и США займут активную позицию, это в очередной раз может привести к нарушению логистических цепочек. В случае образования локального дефицита это будет способствовать росту цен на рынке, в том числе и на российскую нефть. Для российского бюджета это не станет существенным ударом даже на фоне частичного снижения объемов поставок. Для США и всех участников западной коалиции рост цен на энергоносители несет в себе инфляционные риски, что, в свою очередь, может серьезно ударить по развитым экономикам, борющимся с надвигающейся рецессией».

Рекомендации, опубликованные западной коалицией, по мнению Лукичевой из «Финама», предназначены для компаний, которые работают в рамках западной системы перевозок. Но основная масса компаний, осуществляющих перевозки российской нефти, вряд ли связана отношениями с западными контрагентами. Авторы рекомендаций пытаются не признавать ту часть флота, которая не работает под контролем западных структур. Коалиция в своем документе предостерегает, что страховое покрытие этих перевозок не обеспечивает достаточных гарантий, а это чревато ущербом для окружающей среды, например в случаях аварий, утечек и разлива нефти. Непонятно, кто будет компенсировать ущерб. Санкции, если таковые будут использованы, могут навредить западным компаниям, которые работают с теневыми перевозками.

Пока США нашли только две такие компании, которые и подвергли санкциям. Возможно, будут найдены и другие. Лукичева согласна, что более жесткие санкции маловероятны, так как их применение к незападным компаниям все же ограничено. «Это может оказать негативное влияние на доступность нефти, что усилит рост цен на нее», — говорит Лукичева. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+