Прогноз грузовой базы БАМа и Транссиба превышает планы развития магистралей на 40–60%
Ожидания грузоотправителей по поставкам по БАМу и Транссибу превышают на 40–60% перспективные планы развития железнодорожных магистралей. Только по экспортному углю планы по вывозу превышают возможности инфраструктуры в будущем на 170–200 млн тонн, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на индикативный прогноз грузовой базы Восточного полигона
Минтранс и РЖД подготовили индикативный прогноз грузовой базы Восточного полигона, сообщает «Коммерсантъ». Из него следует, что провозной способности БАМа и Транссиба к 2035 году не хватит на всех желающих. Так, к 2031 году на магистралях будет возможна погрузка 332,6 млн тонн, а заявляемый спрос на 61,5% выше, 537,2 млн тонн, к 2035 году провозные возможности вырастут до 384,5 млн тонн, а заявляемый спрос — 552,5 млн тонн.
Восточный полигон железных дорог модернизируют в три этапа. Первый этап завершился, в 2024 году по плану закончится второй этап — до 180 млн тонн провозной способности. Третий этап планируется реализовать в три подэтапа: на первом магистрали расширят до 197 млн тонн под грузы Эльгинского месторождения, на втором — до 210 млн тонн под вывоз грузов из европейской части России, на третьем подэтапе нужно будет построить три тоннеля и мост (стоимость 520 млрд рублей, финансирование предполагается либо по концессионной схеме, либо с использованием механизма EPCF). Весь третий этап оценивается в 2 трлн рублей до 2032 года включительно.
Общий объем дополнительного спроса формируется в основном перевозками угля на экспорт — 96,3% в 2031 году и 97% в 2035 году, следует из документа. Остальные грузы помещаются в лимит. Кемеровская область на первом месте по заявкам: она планирует вывозить 136,6 млн тонн в 2031-м и 138,6 млн тонн в 2035 году, превышая провозные возможности на 70 млн и 67,2 млн тонн соответственно. Хакасия (второе место) заявляет 66,4 млн и 68,9 млн тонн, из которых помещается в 2031 году 14,6%, а в 2035 году — 30%. На третьем месте — Амурская область с заявками в 47,1 млн тонн на оба периода и превышением возможностей на 20–35%.
Доля мощностей Восточного полигона, отводимая по плану для перевозок угля, не увеличивается относительно сегодня: 57% в 2031-м и 60% в 2035 году. Сейчас она составляет 57,3% (и 70% в экспортных перевозках), пояснили в РЖД. В Минтрансе комментариев не дали, в РЖД отметили, что прорабатывают перспективное развитие инфраструктуры БАМа и Транссиба. Уже сформированы предварительные параметры третьего этапа (увеличение провозной способности Восточного полигона до 210 млн тонн по итогам 2030 года), а также перспективного развития провозной способности полигона до 255 млн тонн по итогам 2032 года.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что эти заявки пока лишь демонстрация того, что, сколько ни вводи мощностей на восточном направлении, все они будут загружены. Реальное же планирование зависит от использования альтернативных направлений и международного положения, отмечает он. Для Кузбасса существует альтернатива Восточному полигону в виде портов юга и северо-запада, сказал Бурмистров. Тамань из-за узких мест на сети РЖД сейчас загружена на треть, но при поставках угля в Турцию и Северную Африку она более экономически эффективна, чем порты Дальнего Востока, а в Индию при поставках в балкерах Capesize — сопоставима.
Эксперт добавил, что сейчас все выглядит так, как будто все угольщики заявили все дополнительные и даже часть существующих объемов, которые идут через другие порты, на Восточный полигон. К 2030 году отношения со странами Европы могут улучшиться, считает Бурмистров. Он допускает, что компании могут решиться повторить опыт Тихоокеанской железной дороги, которую самостоятельно строит «Элси» для вывоза своего угля из Якутии в порт на берегу Охотского моря в Хабаровском крае.