Власти объявили новые меры для стабилизации внутреннего рынка топлива
Правительство утвердило новые меры для стабилизации топливного рынка. Кабмин, в частности, восстановил топливный демпфер, увеличил обязательные доли продажи бензина и дизеля на бирже, повысил заградительную пошлину на «серых» экспортеров — с 20 000 до 50 000 рублей за тонну нефтепродуктов
Правительство утвердило дополнительные меры для стабилизации внутреннего рынка топлива, сообщила пресс-служба кабмина.
Вносятся поправки в Налоговый кодекс и с 1 октября восстанавливается топливный демпфер. Изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1,0 позволит увеличить для НПЗ компенсацию выпадающих доходов при продаже топлива на внутреннем рынке. Это, уверены в правительстве, поможет экономически стимулировать насыщение внутреннего рынка топливом и сдержать рост биржевых цен, что «будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции».
Ужесточены требования к нефтяникам по продаже дизеля и бензина 5-го класса на бирже: доля продажи бензина увеличена с 13% до 15%, дизеля — с 9,5% до 12,5%. Это позволит независимым АЗС приобретать его по рыночным ценам и снизит риски монопольного ценообразования, учитывая, что многие крупные участники топливного рынка имеют собственную сеть заправок. Вырастет гарантированный объем предложения на биржевых торгах и доля сделок, которые заключаются на конкурентных условиях, отметили в правительстве.
Для противодействия «серому» экспорту повышена с 20 000 до 50 000 рублей за тонну заградительная пошлина на нефтепродукты для тех игроков рынка, которые не производят топливо, а закупают его для перепродажи. Мера призвана пресечь попытки перекупщиков закупать топливо для последующего экспорта и не позволить им вывозить классовое топливо под видом других нефтепродуктов.
Также сняты ограничения на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты по трубопроводам, но при условии что производитель поставляет на внутренний рынок не менее 50% своих объемов.
О готовности правительства ввести системные меры, чтобы обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка и создать экономические стимулы для поставок на него нефтепродуктов, вице-премьер Александр Новак заявил 27 сентября. Меры «окажут долгосрочное влияние на стабильную ситуацию на внутреннем рынке», заверил он.
Решение было принято на фоне роста биржевых цен на топливо, которые в сентябре превысили исторические максимумы. 21 сентября правительство было вынуждено ввести временный запрет на экспорт из России бензина и дизельного топлива.
К закрытию торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 5 октября цена бензина АИ-92 выросла на 1,23%, до 57 014 рублей за тонну; бензин АИ-95 дорожал на 0,86%, до 59 124 рублей за тонну; летнее дизельное топливо — на 0,34%, до 57 489 рублей за тонну, свидетельствуют данные торгов.