Банки начали кредитовать автодилеров для закупок машин в «дружественных» странах
Банки начали кредитовать автодилеров для закупок машин в «дружественных» странах. Риски для банков в виде отсутствия залога при заключении договора и работы с иностранными юрисдикциями нивелируются повышенными ставками. Предложенная схема не поможет исключить санкционные риски, считают юристы
Блок автобизнеса «ФК Открытие» запускает программу финансирования автодилеров и будет предоставлять им возобновляемые кредитные линии на приобретение автомобилей у производителей в «дружественных» странах, сообщил «Коммерсанту» представитель банка. Он уточнил, что сейчас в «Открытие Авто» вся технологическая цепочка — от заявки до выдачи кредита — отрабатывается в тестовом режиме.
В рамках схемы дилер должен будет авансировать производство транспортного средства в «дружественной» стране в размере 20% стоимости. После присвоения автомобилю VIN-кода дилеру предоставляется кредит на оплату оставшейся части сроком на 18 месяцев. После прохождения таможенных процедур и получения электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) банк направляет уведомление о его залоге в реестр и снижает процентную ставку по траншу. Залог в пользу банка прекращается после полного его погашения. Дилеры по такой схеме смогут оплачивать ежемесячно только проценты, начав оплату основного долга через полгода с даты выдачи транша либо в течение пяти дней с даты реализации автомобиля третьим лицам.
Ставки по программе для автодилеров в банке не назвали.
Снизить риски для банка можно в том числе повышенной ставкой, отметил управляющий директор по корпоративному кредитованию Совкомбанка Владислав Монов. Ранее банк также запустил спецпродукт для автодилеров по финансированию выкупа автомобилей, в том числе у завода-изготовителя. Параметры программы в Совкомбанке не раскрыли.
Ставка по таким кредитам, как правило, рассчитывается по формуле «ключевая ставка плюс спред», но если спред больше 5 п. п., то предложение заинтересует далеко не всех, отметил замгендиректора АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. Он считает, что в целом программа может быть полезна небольшим и средним дилерам, «которые не могут привлечь от банков деньги дешевле».
Предложенная схема кредитования не поможет исключить санкционные риски, считают юристы. Передачу автомобиля в залог после прохождения таможни можно расценить как попытку скрыть выгодоприобретателя и содействие обходу санкционных ограничений, объяснила соруководитель практики санкционного права и комплаенса КА Pen & Paper Кира Винокурова.