Минтруд начнет оценивать число занятых в теневом секторе россиян
Минтруд разработал методику для расчета числа занятых в теневом секторе экономики, на основании которой регионам установят KPI по легализации работающих «всерую». Эксперты обратили внимание на недостатки новой методики, указав, что она не учитывает тех, кто получает часть зарплаты «в конверте»
Минтруд подготовил проект методики для оценки потенциальной численности россиян, занятых в теневом секторе экономики, сообщил РБК, ознакомившийся с документом. На основе разработанной ведомством формулы расчета потенциальной величины теневой занятости региональным властям установят KPI по «легализации» таких граждан, чтобы за три года обелить 30% теневого сектора.
Это необходимо для обеспечения стабильной доходной базы региональных бюджетов, где большая доля поступлений приходится на НДФЛ (налог на доходы физических лиц), подчеркивает издание.
Новая методика предполагает два этапа оценки потенциальной численности граждан в теневой занятости. На первом, с использованием данных Фонда ОМС, будет определено количество неработающих лиц в трудоспособном возрасте. На втором — потенциальная численность теневого сектора. Для этого из показателя, определенного на первом этапе, вычтут суммарную численность россиян, имеющих основания не работать. Результат, его рассчитывают в Минтруде, позволит оценить численность граждан, чья деятельность приносит им заработок, вознаграждение или иной доход без оформления трудовых отношений или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого.
Не реже одного раза в три года Минтруд будет готовить предложения по целевым показателям для регионов. Базовый KPI по снижению серого сектора будет «не более 30% от потенциальной численности граждан в теневой занятости на трехлетний период». Предполагается, что в первый год регионы должны будут выполнить 20% целевого показателя, во второй — 50% и в третий довести его выполнение до 100%.
В Минтруде признали, что у методики есть потенциал для доработки, и пообещали в дальнейшем ее дополнить.
Профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов обратил внимание на недостатки методики, в том числе на то, что она не учитывает тех занятых, кому работодатели выплачивают часть зарплаты «в конверте». По его мнению, лучший способ борьбы с теневой занятостью — мониторинг доходов и расходов каждого конкретного лица, который доступен ФНС. При этом эксперт признал, что даже в развитых странах, где подобная практика широко распространена, до 10% граждан работают «всерую».
Профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская не считает теневую занятость актуальной проблемой. Она отметила, что основной вызов на рынке труда сегодня — дефицит кадров, и борьба с теневой занятостью эту проблему не решит. «Люди, которые работают в теневом секторе, имеют не те специальности, по которым сложился дефицит. Обелившись, они не перейдут работать, например, в промышленность», — объяснила она.