«Известия» узнали о планах властей собирать больше данных об авиапассажирах
Российские власти хотят расширить перечень данных о бронировании авиабилетов, которые будут передавать в автоматизированные госсистемы, пишут «Известия». По словам источников, среди предложений — передавать в базу сведения о способе оплаты билета, данные учетной записи, IP-адреса компьютеров, с которых передается информация при бронировании и так далее. Так власти хотят повысить безопасность «в это непростое время», рассказал источник
Российские власти хотят расширить перечень данных о бронировании авиабилетов, которые будут передаваться в автоматизированные государственные системы, пишут «Известия» со ссылкой на источники на авиарынке и двух собеседников в госструктурах.
Речь идет о передаче сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (АЦБПДП), которые входят в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Пока в нее вносят ФИО пассажира, его дату рождения, данные документа, по которому оформлялась бронь, пункты отправления и назначения, дата поездки, пол, гражданство, номер телефона и адрес электронной почты, рассказали источники. В будущем, по их словам, к этим данным может добавиться новая информация. Это, например, данные о способе оплаты билета (банк, последние четыре цифры номера счета или карты), данные учетной записи пассажира на сайте авиакомпании, IP-адрес компьютера, с которого передавалась информация при бронировании, сведения о багаже, дате бронирования, с кем пассажир бронировал билет, вносились ли изменения в бронь.
Точные новые категории данных для передачи в систему еще не определены, сказал один из собеседников «Известий». Источник в госструктуре подтвердил, что такие планы обсуждаются, и сообщил, что таким образов власти хотят повысить уровень безопасности в транспортной сфере «в это непростое время». «Известия» направили запрос в Минтранс. Опрошенные изданием крупные авиакомпании отказались от комментариев, в некоторых компаниях сообщили, что пока не знают о подобных планах властей.
Речь идет о том, чтобы добавить к уже собираемой информации так называемые данные записей регистрации пассажиров (Passenger Name Records, PNR), пояснил источник «Известий». Эти данные формируются во время покупки или бронировании авиабилета и могут включать маршрут, информацию о билете, предпочтения по питанию на борту, выбор места в салоне, контактную информацию, способ оплаты и так далее. Какие именно данные авиакомпании обязаны передавать властям, определяет каждая страна, в рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) содержится 19 категорий PNR-данных. Среди них, например, дата бронирования, название турагентства, через которое приобретался билет, информация о код-шере, если билет на рейс продан одним перевозчиком, а сам полет выполняется другим, информация о статусе полета. К PNR-данным, как правило, не относятся IP-адрес и учетные записи, отметил источник. Он напомнил, что многие люди пользуются VPN-сервисами, которые шифруют IP-адрес, к тому же билеты пассажиры могут покупать без регистрации на сайте авиакомпании.
Правоохранительные органы разных стран используют PNR-данные для проверки пассажиров на наличие их в списках террористов, подозреваемых в террористической деятельности или совершении других преступлений, а также для выявления закономерностей, которые могли бы указать на преступное поведение, пишут «Известия». Источник привел в пример террориста, который в США приговорен к пожизненному заключению после попытки теракта на рейсе Northwest Airlines в 2009 году. По его словам, при анализе его бронирования заметили, что оно «на 99,9%» отличалось от бронирования других пассажиров. В канун Рождества многие пассажиры летели на каникулы, с детьми, бронировали билеты заранее, а Абдулмуталлаб забронировал билет в одной стране, затем выкупил его за наличные в другой. «То есть ничего противозаконного он не сделал, но совокупность различных обстоятельств должна была привлечь внимание к нему органов», — утверждает источник.
Директор по исследованиям и разработкам Infomost Алексей Синицкий усомнился в предиктивных возможностях такой системы, отметив, что этот массив данных нужно как-то анализировать. Если делать это с помощью нейросети, то сначала специалистам нужно обучить ее саму, для чего нужно достаточное количество таких «случаев-отклонений» или подозрительных случаев, а их вряд ли наберется много, считает эксперт. Другое дело — проведение расследований по конкретным людям, отметил Синицкий. По его мнению, массив данных в анонимизированном виде мог бы стать прекрасной основой для отраслевой статистики, анализа пассажиропотоков и вообще понимания реальной ситуации в отрасли. Кроме того, чтобы авиакомпании смогли стать ретейлерами и предлагать более персонализированный продукт в будущем, им самим нужно видеть профиль своего пассажира.
На стоимость авиабилетов передача в систему новых данных о пассажирах не повлияет, поскольку расходы на системы бронирования не самые значительные для перевозчиков, отметил исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, с точки зрения пассажиров вряд ли что-то поменяется, поскольку им не придется сообщать никаких дополнительных сведений о себе. Тем не менее передача данных сопряжена с вопросами их хранения и обработки, и для этого придется расширять мощности центров обработки данных (ЦОД) или создавать новые, добавил Пантелеев. По его словам, это может быть затратно, и в условиях ограниченных ресурсов нужно понять, насколько это задача первостепенна.