К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как американский миллиардер пытается спасти сеть ресторанов Subway

Нил Аронсон из Roark Capital (Фото DR)
Нил Аронсон из Roark Capital (Фото DR)
Американская инвестиционная компания Roark Capital Group месяц назад выиграла гонку за приобретение американской сети Subway, обойдя конкурентов из TDR Capital и Sycamore Partners. Теперь основатель Roark Capital Нил Аронсон должен решить одну из самых сложных задач в своей карьере

Грег Флинн, крупнейший в США ресторанный франчайзи, верит в нового владельца Subway — компанию Roark Capital и ее основателя и управляющего партнера Нила Аронсона.

«Нил гениален, — говорит Флинн, которому принадлежат 360 заведений сети Arby’s, в которую инвестировала Roark, а также франшизы Panera Bread, конкурента Subway. — Люди ему верны и хотят быть рядом с ним».

Другими словами, Флинн говорит, что Аронсон знает, что делает.

 

Subway, принадлежавшая паре семей-основателей в течение 60 лет до продажи компании Roark в прошлом месяце, прославилась тем, что продала так много франшиз, что в некоторых местах голодный клиент мог стоять у дверей одного Subway и видеть другой. С 2020 года около 2000 точек закрылось, что вынудило Subway отказаться от титула крупнейшей ресторанной компании США в пользу McDonald’s. Меньший по размеру и более проворный Jersey Mike’s дышит Subway в спину, и, по мнению по крайней мере одного эксперта по франчайзингу, франчайзи Subway пережили годы «мелочного и бюрократического» управления.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Проблемы франчайзи заключаются в том, что им необходимо увеличить продажи и прибыльность, — рассказал Forbes эксперт по франчайзингу Джон А. Гордон из Pacific Management Consulting Group. — У них всегда был франчайзер, который не заботился об их интересах, — мелочный бюрократ». Получить комментарии у акционеров из числа семей-основателей Subway не удалось.

 

И вот появляется Аронсон, высокий, сдержанный 58-летний инвестор, который перебил ставку примерно десяти других претендентов, предложив более $9,7 млрд за Subway при условии, что сеть достигнет определенных финансовых показателей по мере своего развития. Subway и ее 37 000 заведений в конечном итоге достались покупателю, который уже владел 30 000 сэндвичных. Среди них — Jimmy John’s, Arby’s, Sonic, Hardee’s, Schlotzky’s, McAlister’s Deli, Culver’s и Carl’s Jr.

Тяжелый труд

Дела у компании опять идут в гору — вот уже десять кварталов подряд Subway увеличивает продажи в одной и той же точке. По данным Placer.ai, пешеходный трафик рос в течение шести из первых семи месяцев 2023 года, хотя количество посещений все еще отстает от допандемийного уровня. Прибыльность также возросла, хотя Jersey Mike’s, у которой намного меньше точек, чем у Subway, — 2500 — стала одной из самых быстрорастущих сетей в Америке. Тем не менее Roark нужно приложить немало усилий, чтобы бренд достиг своего предполагаемого потенциала, говорит юрист по франчайзингу Джастин Кляйн, который десятилетиями представлял интересы франчайзи Subway.

Subway могла бы консолидировать операторов, освободить испытывающих затруднения франчайзи от соглашений о неконкуренции и, возможно, даже предложить им шанс на другой бренд, поддерживаемый Roark, говорит Кляйн Forbes. «Чтобы преодолеть застой, Subway нужно привлечь франчайзи, которые не только верят в систему, но и действительно могут зарабатывать деньги», — говорит он. Roark не комментирует публично свои планы относительно Subway. Фирме принадлежат такие бренды в сфере питания, как Auntie Anne’s, Baskin-Robbins, Carvel, Cheesecake Factory, Cinnabon, Dunkin’ Donuts и Jamba Juice.

 

Бывшие владельцы Subway решили, что сеть стоит передать в надежные руки Аронсона, который, не привлекая к себе лишнего внимания, сумел стать королем инвестиций во франшизы. За последние три года Roark Capital Аронсона более чем в два раза увеличила активы, которыми она управляет, — до $37 млрд. Благодаря Subway активы компании в сфере быстрого питания выросли почти вдвое.

Аронсон возглавляет Roark Capital, названную в честь безжалостно амбициозного архитектора из книги Айн Рэнд «Источник», с тех пор, как основал компанию два десятилетия назад. Он остается владельцем контрольного пакета акций компании, и этот капитал вместе с доходами, которые он получил от своих инвестиций, делает Аронсона миллиардером. Forbes USA оценивает его состояние в $2,7 млрд.

На протяжении многих лет Аронсон избегал прессы. Он отказался дать комментарии и для этой статьи. Тем не менее в 2019 году он дал Forbes интервью в своем офисе в стеклянной башне в центре Атланты. Тогда он советовал проявлять терпение. «Всегда поступайте правильно и разумно с точки зрения долгосрочной перспективы, независимо от общепринятых взглядов», — сказал он Forbes.

Император мороженого

Аронсон сыграл ключевую роль в большинстве крупнейших сделок в ресторанной индустрии за последнее десятилетие. В частности, в 2013 году Roark купила Carl's Jr. и Hardee's за $1,75 млрд. Когда разразилась пандемия, Аронсон увидел дешевые сделки с небольшим количеством участников торгов — и воспользовался моментом. В апреле 2020 года, когда Cheesecake Factory уволила 41 000 рабочих, а ее акции упали более чем на 60%, Roark купила привилегированные акции за $200 млн. В декабре 2020 года Roark потратила $11,3 млрд на приобретение Dunkin’ и Baskin-Robbins.


Сети быстрого питания, которыми владеет Roark Capital

 
Иллюстрация Forbes USA

Сын биржевого маклера и учительницы из Ливингстона, штат Нью-Джерси, Аронсон изучал финансы в Университете Лихай и зарабатывал на жизнь торговлей бейсбольными карточками (его лучший результат — Уилли Мэйс 1953 года). Окончив университет в 1987 году, он работал в известных финансовых фирмах, в том числе в Drexel Burnham Lambert и Acadia Partners (теперь известна как Oak Hill Partners). В Odyssey Partners Аронсон учился у Леона Леви и Джека Нэша — первопроходцев в области сделок buyout.

В 1995 году 30-летний Аронсон присоединился к своему дяде, бывшему президенту Holiday Inn, в качестве соучредителя U.S. Franchise Systems. Будучи финансовым директором, Аронсон увидел, как основные показатели повлияли на отчетность франчайзи, и вместе они превратили сеть из 27 региональных отелей в десятого по величине франчайзера в стране с более чем 1100 объектами. В 2000 году он был продан за $100 млн компании Hyatt Hotels, принадлежащей семье Притцкер. Аронсон заработал около $10 млн и год спустя начал сольную карьеру. При поддержке Нэша и Леви он решил заняться индустрией франчайзинга.

Стратегия Аронсона «купи и держи» отличает его от большинства коллег по сделкам buyout, которые больше заинтересованы в выходе каждые три-пять лет. Roark по-прежнему владеет первой инвестицией Аронсона — сетью мороженого Carvel, купленной в 2001 году за $48 млн. Редким IPO Roark стал техасский ресторан еды навынос Wingstop, который привлек $126 млн в ходе размещения в 2015 году и обеспечил Roark возврат инвестиций в пять с половиной раз. До пандемии Аронсон вышел всего из дюжины компаний, продав только две за первые десять лет существования Roark. С 2020 года Roark вышла из еще десяти ресторанов, включая Corner Bakery и Naf Naf Grill.

Несмотря на то, что Аронсон богател на фастфуде, ему не чужды многие атрибуты успешного финансиста. В их числе самолет Bombardier стоимостью $26,7 млн, вилла на острове Хилтон-Хед в Южной Каролине, которую он продал в прошлом году, и два смежных жилых дома в районе Бакхед в Атланте, где он живет.

 

«Он понимает, что не сможет добиться успеха, если его франчайзи не будут успешными, — говорит восхищенный Флинн, крупнейший франчайзи Arby’s. — Он смог разглядеть алмазы. Arby’s — отличный тому пример. Сеть была в плохом состоянии, но отвечала потребностям покупателей и имела стабильную клиентскую базу, которой она нравилась. Это стало одной из величайших историй о трансформациях ресторанов и положило начало его успеху».

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+