Владелец сетей «Красное & Белое» и «Бристоль» стал самым прибыльным ретейлером России
Холдинг Mercury Retail, владеющий торговыми сетями «Красное & Белое» и «Бристоль», не публиковал отчетность с тех пор, как в октябре 2021 года сообщил о планах размещения акций на Московской бирже. Спустя две недели компания отказалась от IPO. От несостоявшегося размещения акций остался проспект, в котором Mercury Retail подробно рассказал о своем бизнесе и раскрыл консолидированную финансовую отчетность за 2020 год.
Структура холдинга достаточно проста — в него входят около 30 операционных компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей и логистикой, поэтому Forbes оценил консолидированные финансовые результаты Mercury Retail, а точнее его правопреемника — «Меркурий Ритейл Холдинг», так как в 2022-2023 годах схема владения группой изменилась. Сначала собственниками операционных компаний вместо кипрского холдинга Mercury Retail стали его бенефициары — Сергей Студенников, Игорь Кесаев, Сергей Кациев и их партнеры. Затем операционные компании перешли под контроль зарегистрированного в Москве ООО «Меркурий Ритейл Холдинг», владельцами которого были те же Студенников, Кесаев и Кациев. Правда, сейчас информация о владельцах ООО скрыта в соответствии с действующим законодательством.
Согласно расчетам Forbes, суммарная прибыль дочерних компаний, входящих в группу «Меркурий Ритейл Холдинг», в 2020 году равнялась 29,3 млрд рублей, в 2021-м — 42,3 млрд рублей и в 2022-м — 55,1 млрд рублей.
То есть консолидированную прибыль холдинга, исходя из пропорции между суммарной прибылью «дочек» и консолидированной прибыли холдинга в 2020 году, можно оценить в 37 млрд рублей в 2021 году и 48,2 млрд рублей в 2022 году. Это выше результатов за 2022 год крупнейших ретейлеров России — X5 Group и «Магнита». Владелец торговых сетей «Перекресток» и «Пятерочка» заработал чистую прибыль в 45,2 млрд рублей (скорректированный результат — 47,2 млрд рублей без учета бухгалтерского эффекта от трансформации «Карусели» и налоговых отчислений прошлых периодов). Чистая прибыль «Магнита» в 2022 году снизилась на 42%, до 27,9 млрд рублей.
Выручка «Меркурий Ритейл Холдинга» в 2,5 раза меньше (по оценке Forbes, выручка в 2022 году — 944 млрд рублей), чем у конкурентов — X5 Group (2,6 трлн рублей) и «Магнита» (2,35 трлн рублей), что обусловлено высокой маржинальностью бизнеса.
В проспекте к несостоявшемуся в 2021 году IPO компания отмечала, что продажи алкоголя (спиртовых напитков, вина и пива) обеспечивают повышенную рентабельность операций в сравнении, например, с продажей фруктов и овощей. Также в документе «Меркурий Ритейл Холдинг» раскрыла, что ее лидирующие позиции в розничных продажах алкоголя позволяют добиваться выгодных условий закупок у поставщиков. При этом цель компании — стать номером один в продажах каждой предлагаемой товарной позиции, что усилит переговорные позиции и позволит получать еще более привлекательные условия закупок. Также «Меркурий Ритейл Холдинг» заключает прямые контракты с производителями, чтобы избежать снижения рентабельности из-за работы через оптовиков и других посредников.
Помог бизнесу компании и рост продаж алкоголя. В 2021 году они, по данным NielsenIQ, выросли на 3,7% в натуральном выражении. А в 2022 году алкоголь стал единственной растущей товарной группой среди FMCG (товаров повседневного спроса) — плюс 0,7% в натуральном выражении.
В компании «Меркурий Ритейл Холдинг» не ответили на запрос Forbes.