Деньги на чужом успехе: как заработать на готовом арендном бизнесе и что это такое
Готовым арендным бизнесом (ГАБ) называют недвижимость с действующим арендным договором. Доход от него принято называть пассивным, поскольку при идеальном раскладе собственник помещения рассчитывает, что никак не будет вовлечен в управление объектом. Но сейчас, рассказывают собеседники Forbes, рынок ГАБ больше нельзя называть гаванью стабильности, а доход собственников — пассивным. Что растревожило рынок, сколько на нем можно заработать и кто является самым желанным арендатором — разбирался Forbes.
Ликвид в дефиците
Количество инвесторов в ГАБ за последний год увеличилось, а качественных ликвидных объектов стало меньше, поэтому периодически возникает мнение, что на рынке есть дефицит. В реальности же трудно найти доходный и ликвидный объект, а вот самих ГАБов в целом меньше не становится, уточняют собеседники Forbes.
Ажиотаж на рынке создали инвесторы, которые разочаровались в жилье и пришли на рынок коммерческой недвижимости. «Покупают ГАБы инвесторы, поскольку доходность коммерческой недвижимости выше, чем у жилья, особенно в объектах с устоявшимся арендным потоком», — отмечает исполнительный директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов.
«Покупатели ГАБов — это рантье, многие из которых владеют более чем одним объектом, — добавляет управляющий партнер компании Primetr Сергей Дятлов. — Их становится с каждым годом все больше, они разочаровываются в жилищном рынке и приходят на рынок коммерции». Это консервативный способ сохранения капитала: деньги возвращаются в течение 8–10 лет, это рублевый актив, который приносит около 10% годовых — больше, чем вклад, уточняет управляющий партнер Key Сapital Сергей Камлюк.
Но доходных ГАБов на всех инвесторов не хватает. «Найти проект в хорошем месте с окупаемостью до 10 лет очень сложно, — говорит директор агентства коммерческой недвижимости Filipov Capital Артем Филипов. — Кроме того, дефицит качественных ГАБов в Москве связан с ростом спроса на такие объекты — все самое вкусное уже разобрали».
«Дефицит хороших ГАБов объясняется тем, что многие собственники ушли с рынка, не хотят продавать свои объекты с действующими арендаторами, так как не знают, куда переложиться, — полагает специалист отдела торговой недвижимости агентства Praedium Елена Серенко. — Выходить в кеш сегодня менее интересно, поэтому предпочитают год-другой подождать. Поэтому образовался дефицит: покупателей много, а выбора мало».
«Есть ряд ГАБов, которые много лет не продаются собственниками, — добавляет руководитель направления street retail компании «Магазин Магазинов» Марина Маркова. — В некоторых объектах работает бизнес самого собственника, или же владелец просто не настроен продавать свой объект».
Неведомый рынок
Оценить объем рынка ГАБов трудно, сетуют опрошенные эксперты. «Объем предложения на рынке стрит-ретейла в границах старой Москвы находится на уровне 2600 штук, из них 30,6% относятся к ГАБ, — подсчитал коммерческий директор и партнер Est-a-Tet Владимир Моребис. — При этом за квартал доля таких помещений выросла на 3,1%, а за год, наоборот, снизилась на 12,4%». По его данным, во II квартале 2023 года в экспозиции были представлены помещения площадью от 8,8 до 3500 кв. м, бюджет помещений с готовым арендным бизнесом варьируется от 4,2 млн до 1,1 млрд рублей. Цена за квадратный метр находится в диапазоне от 39 000 рублей до 6,5 млн рублей.
«В штуках посчитать количество ГАБов сложно, — говорит Камлюк из Key Capital. — Обычно за основу берут площадь объектов. На мой взгляд, объем составляет примерно 1–1,5 млн кв. м, нужно помнить, что не весь стрит-ретейл — это ГАБ».
«Спрос на ГАБы обычно формируется со стороны частных инвесторов с капиталом максимум до миллиарда рублей, — говорит генеральный директор инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate Никита Корниенко. — На рынке ГАБов существует также значительный спрос со стороны людей, чьи деньги имеют сомнительное происхождение. Это могут быть те, кто заработал свой капитал незаконным путем, не оплатил налоги, или, например, чиновники с неясным источником доходов».
Желанные сетевики
Что же такое ликвидный ГАБ? Большинство собеседников Forbes сходятся во мнении, что это объект стрит-ретейла в локации с хорошей проходимостью, арендатором которого выступает крупный сетевой ретейлер. «Самые популярные и востребованные арендаторы — это супермаркеты, аптеки, алкомаркеты, пункты выдачи и другие организации, имеющие от 50 филиалов, — перечисляет Никита Корниенко. — Такие арендаторы считаются надежными, так как имеют стабильный спрос на товары и услуги, что делает их привлекательными для покупателей и инвесторов. Особенно популярны сетевые продуктовые ретейлеры, которые имеют массовую клиентуру и стабильный спрос».
С этим тезисом согласились все опрошенные Forbes эксперты, но одновременно уточнили, что надежность сетевых арендаторов заключается в их финансовой успешности, но никак не в комфорте арендодателя, поскольку крупные сетевики заключают жесткие и не очень выгодные для арендодателя договоры. «Всегда ценились сетевые арендаторы с долгосрочным договором и ежегодной односторонней индексацией арендной платы со стороны арендодателя, — говорит Дятлов из Primetr. — Но сейчас таких почти нет: либо индексация по соглашению сторон, либо не каждый год, и часто процент индексации невысокий».
«Например, «Красное & Белое» — популярная сеть для ГАБов, так как садится практически в любое место, подходящее им по параметрам, — рассказывает руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова. — Для них не очень важна локация, место в объекте, они берут первый этаж, цоколь». При этом у сети есть минусы, добавляет эксперт, — она заключает длинные, в среднем до 15 лет, договоры, в которые нельзя внести изменения. Есть и обманчивый пункт о том, что ставка индексируется по согласованию сторон, но увеличить ее для собственника помещения практически невозможно.
«Все стремятся заключать долгосрочные договоры, но следует учитывать, что большинство договоров аренды вполне можно расторгнуть, — подчеркивает Корниенко из SimpleEstate. — Некоторые арендаторы, например сеть магазинов «Пятерочка», могут заключить договор на 15 лет с возможностью расторжения после уведомления за один месяц. Таким образом, если у них все идет хорошо, они будут пользоваться арендованными помещениями в течение 15 лет, и вы не сможете изменить условия соглашения; если у них все идет плохо, они могут просто уведомить вас, что через месяц съезжают».
«Общепит может быть подходящим арендатором для ГАБов, особенно если это сетевые заведения, такие как KFC, Burger King, «Вкусно — и точка» и другие, — рассуждает Корниенко. — Они хорошо воспринимаются покупателями, а несетевые кафе и рестораны могут быть менее надежными и не пользоваться такой популярностью». А вот салоны красоты нельзя назвать хорошими арендаторами для ГАБов, так как они не инвестируют в помещения, добавляет Филипов из Filipov Capital: «В этом плане интересны сетевые барбершопы, у которых есть имя, есть бренд, есть более 10–15 точек».
Но и сетевики бывают нестабильны, горестно резюмируют собеседники Forbes. «Tele2 — надежный арендатор? Недавно заявили, что намерены к августу сократить на 15% количество магазинов! — сетует Дятлов. — А Сбербанк — надежный арендатор? Закрыл только в сентябре 2022 года рекордное количество офисов — более 500».
Трудные арендаторы
Кроме крупных продуктовых ретейлеров существует огромный пласт потенциальных арендаторов, которые активны на рынке, заинтересованы в помещениях, но создатели и покупатели ГАБов их недолюбливают из-за все той же нестабильности. К примеру, пункты выдачи заказов (ПВЗ) крупных интернет-магазинов и маркетплейсов после пандемии были очень активными и желанными арендаторами, но к 2023 году инвесторы стали смотреть на них уже скептически. Хотя спрос еще есть.
«Интерес к ПВЗ объясняется тем, что инвесторов в помещения площадью 50–100 кв. м намного больше, чем инвесторов в более крупные форматы, — объясняет генеральный директор компании «Этерна» Дмитрий Томилин. — И тут совпали хайп по развитию e-commerce и возможность инвестировать относительно небольшие деньги и получать доход. [Сейчас] рынок успокоился, взрывной рост закончился, ПВЗ никогда не платили много и не будут».
«В целом данный формат очень успешен, хотя был период, когда на фоне взлета этого бизнеса в него пошло большое количество ничего не понимающих в нем людей, — сетует Татаринов из Glincom. — Зачастую они открывали ПВЗ в совершенно неудачных для такого формата местах, и такие точки закрывались и открывались буквально каждый день».
«История конфликта Wildberries с владельцами ПВЗ показывает, что этот бизнес очень зависит от поведения головных компаний, и если та начинает вести себя не совсем адекватно, франчайзи вынуждены закрывать свои ПВЗ, — рассуждает генеральный директор DNA Realty Антон Белых. — Кроме того, Ozon сейчас запустил масштабную программу открытия ПВЗ с дотациями для новых партнеров по многим локациям, вследствие чего новые точки открываются друг у друга на голове, и когда период дотаций (через полгода) закончится, есть вероятность закрытия части не самых удачных пунктов».
Наименее желанными для создателей и инвесторов в ГАБы собеседники Forbes назвали несетевых арендаторов, представителей малого бизнеса. «С несетевыми арендаторами ситуация может быть более рискованной: индивидуальные предприниматели сталкиваются с проблемами, которые затрудняют своевременную оплату аренды и общее ведение бизнеса», — объясняет Корниенко из SimpleEstate. «Любой несетевой оператор — это риск, поэтому уровень ставок всегда выше с такими операторами», — подчеркивает Томилин из «Этерны».
Альтернативные ГАБы
Рынок ГАБов не ограничивается только торговыми помещениями, за последний год на нем все чаще появляются офисные объекты, а изредка даже блоки light industrial (качественные производственные помещения), но и к тем, и к другим у профессиональных инвесторов есть недоверие: офисы кажутся нестабильными, light industrial — неизведанной нишей.
Об интересе инвесторов к небольшим строящимся офисам Forbes писал весной, и эта тенденция все еще присутствует на рынке. «Инвесторы сегодня все чаще обращают внимание на строящиеся качественные офисы небольших площадей, до 150 кв. м, — говорит директор коммерческого управления Stone Кристина Недря. — За время строительства рост цены квадратного метра в бизнес-центрах класса А достигает 40%. При этом, если мы говорим о небольших офисных блоках, на рынке аренды представлено менее 1% такого предложения, а в условиях дефицита и роста спроса небольшие офисы быстро уходят с рынка».
«Сейчас офисные арендаторы пользуются спросом, но нельзя говорить о стабильности, — сетует директор департамента офисной недвижимости Praedium Нелля Имаметдинова. — Нет гарантий, что арендатор офиса площадью 100–200 кв. м продержится на одном месте 10 лет. Инвесторам важно, чтобы помещение, которое они приобретают на рынке, имело поток арендаторов. Долгосрочные договоры предпочтительны, но для небольших офисов это не всегда возможно».
«Но я бы не назвал это надежным бизнесом, — сомневается Камлюк из Key Capital. — Потому что, как правило, бизнес — это живой организм. Например, сегодня в офисе сидит пять человек, а через два года компания стала более развитой — уже 50 человек, и им надо искать новый офис, а арендодатель лишается арендатора».
Спрос на ГАБы формата light industrial есть, полагают собеседники Forbes. «На долю инвестиционного спроса в сегменте light industrial приходится примерно 10% всех запросов, — подсчитал директор компании Parametr (структура застройщика ПИК) Александр Манунин. — Окупаемость инвестиций при покупке на стадии строительства составляет 7–10 лет, доходность при этом достигает 14–20% годовых в зависимости от этапа строительной готовности, на котором приобретается актив, соотношения собственных и заемных средств при покупке, срока владения активом».
В проектах девелоперской компании «Первый базис», говорит ее коммерческий директор Роман Фотиев, на инвесторов приходится 70% спроса. Он объясняет это тем, что компаниям продают помещения в будущем здании на стадии проектирования — это интересно для инвесторов, а компании, которые уже будут пользоваться площадями, предпочитают покупать их ближе к готовности. Фотиев говорит, что доходность инвесторов в таких проектах может составлять до 30%, окупаемость готового помещения — порядка 11 лет.
«Light industrial привлекательны тем, что стоимость лота сопоставима со стоимостью квартиры, а доходность в несколько раз выше, — рассуждает генеральный директор, партнер Skladman USG Александр Хомич. — Доля таких покупок инвесторами, по нашим данным, составляет около 25%. Девелоперы сейчас зачастую идут в проекты, финансируя их строительство деньгами покупателей. Сейчас инвесторы — физлица со свободным капиталом от 20 млн рублей — покупают блоки и сами делают из них ГАБы. Доходность колеблется в районе 10–12%, окупаемость для покупателя такого складского блока составляет 8–10 лет».