Экспорт дизельного топлива из России вырос на 11% на фоне эмбарго ЕС и потолка цен
Экспорт дизельного топлива из России в первой половине 2023 года вырос на 11% год к году. На фоне эмбарго Евросоюза и потолка цен крупнейшими покупателями дизтоплива стали Турция, Саудовская Аравия и Бразилия, вырвавшаяся в июле на второе место. 20% экспорта приходится на Африку
Нефтяные компании России нарастили морской экспорт дизельного топлива и газойля за первую половину 2023 года почти на 11% относительно аналогичного периода прошлого года. В среднем в сутки из страны вывозилось до 1,055 млн баррелей (около 26,16 млн тонн), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Kpler.
В первом полугодии 2022 года на страны Евросоюза, Великобританию и Норвегию приходилось 77% экспортных поставок, а в 2023 году их доля составила около 9%. Россия до введения санкций была основным экспортером дизтоплива в Европу. После введения потолка цен и эмбарго ЕС и G7 на российские нефтепродукты большинство стран ЕС перестали покупать топливо у России.
Для дизельного топлива и бензина предельную цену страны Запада установили на уровне $100 за баррель, при ее превышении санкции запрещали страховым компаниям, судовладельцам, брокерам предоставлять услуги для сделок. России пришлось перенаправить большую часть объемов топлива на другие рынки. В первом полугодии 2022 года крупнейшими импортерами российского дизтоплива были Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Польша, а в первой половине 2023 года их сменили Турция (30%, в 2022 году — 8%), Саудовская Аравию и Бразилия (около 11%), Марокко, Тунис, Египет, Ливию и ОАЭ (около 4%), Гана (менее 3%).
Виктор Катона из Kpler напомнил, что последние 20 лет российский рынок дизтоплива в большей степени был ориентирован на экспорт — предполагалось, что Европа на протяжении следующих десятков лет будет нетто-импортером этого вида топлива. По словам эксперта, с 5 февраля после начала применения потолка цен предельная скидка на российское дизтопливо колебалась в диапазоне около $150–200 за тонну, то есть примерно $20 за баррель.
В последние недели крэк-спреды на дизтопливо (разница между ценой топлива и нефти для его производства) оценивались в аналогичную величину, уточнил аналитик. В результате, добавляет эксперт, для российских экспортеров продажа дизтоплива как минимум на $10 за баррель выгоднее с учетом всех затрат, чем продажа нефти. Нефтекомпаниям логично увеличивать поставки топлива за рубеж, резюмирует он.
Эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов сказал, что экспорт дизельного топлива растет в июне—июле благодаря завершению весенних ремонтов НПЗ и увеличению выработки дизтоплива на российских заводах. По его словам, ставки фрахта и дисконты на продукт российского происхождения снизились в последнее время, и это повышает привлекательность экспорта. Подорожание дизтоплива на внешних рынках и ослабление рубля, по оценке эксперта, также поддержали вывоз дизтоплива из России.
Зампред правительства Александр Новак в начале июля поручил проработать квотирование экспорта нефтепродуктов нефтяными компаниями, говорится в сообщении на сайте правительства по итогам совещания по ситуации на рынке. Новак потребовал от нефтяных компаний соблюдать приоритет поставок бензина на внутренний рынок, даже когда экспорт кажется более выгодным, и не извлекать сиюминутную выгоду в ущерб потребителям в России, говорится в сообщении кабмина. Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) поручено не допускать серый экспорт нефтепродуктов.
Цена нефти марки Brent на закрытии торгов 17 июля составила $78,76 за баррель, за день она снизилась почти на 1,4%. Цена дизельного топлива 17 июля на СПбМТС поднялась более чем на 1%, до 53 481 рубля за тонну.