Почему собранные ретейлерами на переработку вещи оказываются на свалках Африки
Издание Spiegel со ссылкой на исследование экспертов международной консалтинговой компании McKinsey сообщает о масштабах текстильных отходов, которые создает «быстрая мода». Среднестатистический житель Европы выбрасывает более 15 кг одежды ежегодно. К 2030 году этот показатель превысит 20 кг на человека. Авторы исследования также сообщают, что 85% текстильных отходов приходится не на компании, а на частные домохозяйства. В общей сумме выбрасывается 7,5 т одежды, из которой более 65% сжигается или оказывается на свалках.
Многие компании выступают с зелеными инициативами. Uniqlo планирует сократить выбросы опасных химических веществ и уменьшить использование пластика, Mango — использовать экологичные волокна, Zara — перейти к использованию экологичных ресурсов и повысить «экологическую эффективность» своих офисов. Первым крупным ретейлером, запустившим программу сбора ненужных вещей в своих магазинах, стал H&M. Компания предлагает за сданную одежду ваучеры со скидкой в 15% на следующую покупку в одном из магазинов сети. В H&M заявили, что акция направлена на снижение негативного воздействия текстильной промышленности на окружающую среду и не преследует цели увеличить прибыль за счет продажи старой одежды.
С момента запуска программы в 2013 году H&M удалось собрать более 140 000 т одежды по всему миру. Перерабатывается только 10%. Остальное отправляется в развивающиеся страны, где в конечном итоге вещи оказываются на свалках.
Критики идеи H&M полагают, что эта история не только про экологическую ответственность, но и инструмент маркетинга. Директор отраслевого объединения FairWertung Андреас Фогет считает, что акции по приему старых вещей направлены на привлечение клиентов и увеличение сбыта новой продукции. Прием старых вещей также может быть источником дохода. Дитер Шюц, пресс-секретарь немецкого Красного Креста, сообщает, что в Германии ежегодно накапливается порядка миллиона тонн ненужной одежды, а одна тонна текстиля стоит около €250.
В 2020-м вокруг H&M разгорелся скандал из-за перепродажи вещей. Официально ритейлер должен был собрать ненужную одежду у покупателей и передать ее другой компании, которая занимается сортировкой и отправкой текстиля на немецкие заводы SEOX. В марте экоблогер Елена Володина опубликовала видео «Где я нашла вещи, которые люди сдают в H&M». В нем девушка утверждает, что нашла одежду в фирменных пакетах на Avito, где ее перепродавали оптом. Володина позвонила по объявлению, приехала на склад в Подмосковье и купила пакеты, в которых увидела маркировку I:Collect — той самой компании, которая занимается сортировкой и отправкой вещей в Германию. После этого экоблогер сдала одежду в H&M с GPS-маячками, по которым отследила, что все вещи направляются в тот склад, откуда она ранее купила одежду.
Bloomberg сообщает, что модная индустрия перерабатывает всего один процент от всей произведенной продукции. Так, в Аккре, столице Ганы, ежегодно скапливается более 15 млн предметов одежды, 40% из которых отправляются на свалки. Это объясняется в том числе крайне низким качеством текстиля.
Гана — один из крупнейших импортеров подержанной одежды в мире. Поток отгружаемой одежды из-за рубежа на местном языке Чви называется obroni wawy, или «одежда мертвых белых людей». Соломон Ной, глава отдела управления отходами Аккры, считает, что 40% поступаемой одежды сразу отправляется на свалки без попытки ее переработать или перепродать. Сам Ной объясняет это отсутствием денег и инфраструктуры у правительства Ганы, «чтобы заботиться об отходах белого человека».
По данным британской некоммерческой организации Ellen MacArthur Foundation, менее 1% старых изделий переделано в новые предметы гардероба. Одежда, сдаваемая в контейнеры на переработку, присоединятся к общему большому потоку ненужных вещей. Этот поток ложится на индустрию брокеров и переработчиков, чей бизнес зависит от экспорта одежды в развивающиеся страны.
Выброшенная одежда покупается, сортируется, превращается в товар и перепродается по всему миру. Одежда, которую все еще можно носить, имеет самую высокую ценность. Такие вещи поступают из корзин для пожертвований или контейнеров для переработки. Также нередко приходит новая одежда с бирками. Часть отходов, непригодная для повторной носки, измельчается и превращается в сырье самого разного применения: от тряпок до изоляции в автомобилях. Одежда из чистого хлопка или шерсти может быть измельчена и превращена в качественную пряжу.
Генеральный директор Textile Recycling International утверждает, что весь текстиль, будь он новым или переработанным, в конечном итоге окажется на свалке. По его мнению, главное — «держать одежду в использовании как можно дольше».
Вред экологии приносит не только выброшенная одежда, но и ее переработка: необходимо удалить красители и «разъединить» смешанные ткани. Компании, занимающиеся переработкой текстиля, используют растворители для распада волокон, но разные волокна требуют разных химических веществ. Переработка потребляет больше ресурсов и производит больше отходов, чем повторное использование одежды.
Тем не менее, по мнению эксперта McKinsey Карла-Хендрика Магнуса, на переработке текстиля по всей Европе можно создать 15 000 новых рабочих мест с экономикой замкнутого цикла. Объем продажи переработанного продукта может достигать €8 млрд. Однако процесс значительно замедляет сортировка. Со старой одежды необходимо снять пуговицы и молнии, а также разделить отходы по качеству волокна и его составу. Смешанные волокна все еще остаются нерешенной проблемой для переработки.
Эксперт Greenpeace (Генпрокуратура РФ признала нежелательной в России деятельность фонда) Кристин Бродде в комментарии Deutsche Welle заявила: «Мы должны покупать меньше одежды и дольше ее носить, а не относить каждые несколько месяцев тюки с поношенными вещами к контейнерам — в надежде, что они еще послужат кому-то на другом конце земного шара». Главная проблема заключается в слишком быстром и слишком большом потреблении. По мнению Бродде, предприятия должны повысить уровень экологичности производства, что автоматически увеличит его стоимость и цену выпускаемых товаров.