Россия стала крупнейшим импортером китайских автомобилей. С начала года производители из Китая поставили на российский рынок около 287 000 машин. Самые популярные среди россиян бренды — Chery, Geely и Great: на их долю приходится треть продаж новых автомобилей в России, отмечает Bloomberg
Китайские автопроизводители экспортировали в Россию за первые пять месяцев 2023 года автомобилей больше, чем в какую-либо другую страну, пишет Bloomberg со ссылкой на таможенные данные, опубликованные Китайской ассоциацией автопроизводителей.
По данным ассоциации, Китай в январе — мае 2023 года экспортировал в Россию около 287 000 готовых автомобилей. Это почти в два раза больше, чем в Мексику, которая заняла второе место по объему импорта: туда Китай поставил 159 000 автомобилей. На третьем месте Бельгия, которая получила от Китая 120 000 машин, на четвертом — Австралия (101 000 автомобилей). Замыкает пятерку по объему поставок китайских автомобилей Великобритания (90 000 машин).
В тройку самых популярных в России китайских автобрендов входят компании Chery Automobile, Zhejiang Geely Holding Group и Great Wall Motor, отмечает Bloomberg со ссылкой на статистику Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). На их долю приходится треть продаж новых автомобилей в России в первом полугодии 2023 года. Среди популярных у россиян моделей — внедорожники Chery Tiggo 7 Pro, Geely Coolray и Great Wall Haval.
«Коммерсантъ» со ссылкой на данные «Автостата» и таможенную статистику писал, что в январе — мае 2023 года ввоз новых легковых автомобилей составил 171 500 машин: в 4,8 раза выше, чем в 2021 году. По данным агентства, доля поставок из Китая составила 70,5% из 120 900 легковых автомобилей. По данным таможенной статистики КНР, в денежном выражении экспорт легковых машин в Россию за пять месяцев вырос до $3,6 млрд и только в апреле приблизился к $1 млрд.
После начала «военной спецоперации»* на Украине из России ушли крупные международные автопроизводители. В том числе Volkswagen, Renault и другие. Российские активы Renault перешли в собственность государства, при этом Renault получила опцион на обратный выкуп своей доли в «Автовазе» в течение шести лет. На бывшем заводе Renault в Москве собирают автомобили «Москвич», в основу которых легли машины китайской марки JAC. Volkswagen продал свой российский бизнес ООО «Арт-Финанс», структуре дилерского центра «Авилон».
Кроме того, Toyota весной 2022 года приостановила производство автомобилей в России, обосновав это сложностями с закупкой импортных запчастей из-за антироссийских санкций. В декабре Минпромторг сообщил, что завод Toyota в Петербурге «проходит процедуру консервации». Перед этим «Коммерсантъ» писал о масштабной проверке на заводе, которую организовала петербургская прокуратура. Источники утверждали, что проверяющих интересовала техническая документация и прочее, что «похоже на оценку для продажи».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.