Лето в бассейне: продажи абонементов в спортклубы в мае снова выросли
Российский рынок фитнеса в мае этого года по основным бизнес-показателям продолжил свое восстановление. К такому выводу пришли аналитики Национального фитнес-сообщества (НФС), проведя мониторинг отрасли по просьбе Forbes. Организация объединяет 2300 фитнес-клубов в более чем 80 регионах России.
По итогам мая 2023 года продажи клубных карт превзошли показатели соответствующего периода 2022-го на 11,2%. Продажи дополнительных услуг выросли на 7,1% мая, посещаемость и загруженность клубов увеличилась на 5,2%. По отношению к маю допандемийного 2019 года динамика не столь впечатляющая: продажи карт выросли всего на 1,5%, дополнительных услуг — на 3,2%. А загруженность все еще ниже — на 2,7%. Но расти по отношению к 2019 году рынок начал только с прошлого апреля.
«Мы констатируем постепенное увеличение объемов выручки, — комментирует глава НФС Елена Силина. — По итогам мая ее объем вырос на 18,2%, до 15,2 млрд рублей. Это произошло вопреки ряду факторов, ограничивающих развитие рынка, таких, как рост тарифов ЖКХ, повышение стоимости и расходных материалов, а также грядущий сезонный спад. Длинные выходные не позволили сделать рывок, а временно снизили продажи и посещаемость, так как россияне предпочли воспользоваться выездом за город и отдыхом на доступных курортах».
Что же помогло рынку? По словам Силиной, после майских праздников последовало значительное оживление рынка — в заключительные дни месяца большинство владельцев бизнеса запустили специальные акции и предоставили клиентам выгодные условия на приобретение клубных карт. Это и позволило игрокам рынка выйти в плюс и в целом за весенние месяцы накопить «небольшой задел на лето».
Также, по ее мнению, отрасль получает приток новых клиентов за счет тех, кто покупает карты с коротким сроком действия. По данным НФС, из общего объема выручки российской фитнес-отрасли сейчас порядка 37% приходится на продажи коротких по сроку действия абонементов и карт (от одного до трех месяцев), 63% — на полноценные годовые карты. До кризисных изменений, в 2019 году соотношение объема продаж коротких и годовых абонементов в среднем по России составляло 7% и 93% соответственно.
«Сейчас появилось больше клиентов, которые замотивированы к занятиям только в летний сезон. С одной стороны, им это обходится недорого, а с другой — дает возможность посещать бассейны, аквапрограммы, занятия на свежем воздухе, что актуально для тех, кто проводит лето в мегаполисах», — говорит Силина.
Тенденцию подтверждают и представители бизнеса. «То, что мы наблюдаем сейчас в индустрии фитнеса, — это повод для осторожного оптимизма, — рассуждает генеральный директор сети World Class Николай Прянишников. — Спрос на фитнес-услуги медленно, но верно растет. Хотя традиционно летом спад продаж может достигать и 30%. Но сейчас многие россияне стали меньше путешествовать, а фитнес-клубы с бассейнами, с услугами современного спа — это альтернатива. Поэтому процент людей, предпочитающих отдых в городе, несколько улучшает летнюю статистику».
Но есть и другие отзывы. В целом ситуация на рынке остается неоднородной, многое зависит от локации клуба и других факторов, добавляет Елена Силина. «Фитнес не относится к предметам и услугам первой необходимости, это первое, на чем начинают экономить люди, — сетует генеральный директор сети XFIT Ирина Туманова. — Нам сложно. В этом году в низкий сезон мы вошли раньше обычного: конец апреля и май продемонстрировали низкие показатели клиентского спроса — минус 20-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
«Майские продажи клубных карт расстроили, — говорит гендиректор сети фитнес-клубов С.С.С.Р. Сергей Савинов. — Они упали на 15% по всей сети год к году, более того, несколько клубов не дотянули до выполнения плана продаж на 50%, и это сильно повлияло на общий объем выручки». А в сети спортивных клубов «Атлетика» динамика положительная. «В мае продажи выросли на 20% год к году», — говорит управляющая сетью Ника Кагановская.
Клубы ищут выход в разнообразии программ. По словам Тумановой, на лето сеть решила пересмотреть ряд бизнес-процессов, например расширить направление спа. «Оно традиционно востребовано летом. В некоторых клубах [мы] отдали салонам большие помещения, повсеместно ввели новые услуги и процедуры. Что касается фитнес-продукта, то запущены новые программы для любителей триатлона и аутдор-площадок с наставниками», — отмечает Туманова. С ней согласна и Кагановская: «Последнее время постоянно приходится придумывать что-то новое, привлекать клиента. Например, в этом году запустили комплекс с детскими секциями и летний спортивный лагерь, а также уличные тренировки. За счет этого частично компенсируем убытки в летний период».