В ООН заявили об ограничении Россией регистрации судов в рамках зерновой сделки
Россия уведомила Совместный координационный центр в Стамбуле о решении ограничить регистрацию судов в украинский порт Южный, пока не возобновится экспорт российского аммиака, заявил представитель генсека ООН. Россия неоднократно называла возобновление прокачки аммиака по трубопроводу Тольятти — Одесса, остановленной после начала «военной спецоперации», одним из условий продления зерновой сделки
Россия уведомила Совместный координационный центр в Стамбуле, что ограничивает проход судов в порт Южный, пока не осуществляется экспорт аммиака, заявил официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик на брифинге. Об этом сообщает «РИА Новости».
Дюжаррик отметил, что ООН обеспокоена продолжающимся замедлением реализации сделки. По данным организации, в мае из украинских портов вышли только 33 судна — это меньше половины от количества, зафиксированного в апреле. Он сказал, что ООН будет взаимодействовать со сторонами сделки с целью добиться ее полного возобновления, передает Reuters.
Ранее в четверг, 1 июня, замглавы МИДа Сергей Вершинин напомнил, что возобновление экспорта аммиака из России — это условие продления зерновой сделки. «Наша позиция остается неизменной — экспорт аммиака является частью имеющихся договоренностей и должен был начаться одновременно с транспортировкой украинского зерна. Это полностью соответствует заявленным (генеральным секретарем ООН) Антониу Гутерришем целям по обеспечению глобальной продовольственной безопасности»,— заявил Вершинин, слова которого приводит МИД.
Среди других требований Москвы — восстановление Россельхозбанка в системе обмена платежной информацией SWIFT, обеспечение поставок запчастей для сельхозтехники, разблокирование транспортной логистики и страхования, а также разморозка активов российских компаний.
До «спецоперации»* Россия ежегодно прокачивала до 2,5 млн т аммиака, который используется при производстве удобрений, по трубопроводу «Тольятти — Одесса», построенному в конце 1970-х — начале 1980-х годов для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня «Тольяттиазот») на экспорт. Аммиакопровод был остановлен с началом «спецоперации» 24 февраля 2022 года. В июле прошлого года Россия и Украина при посредничестве Турции и ООН в Стамбуле заключили так называемую зерновую сделку. Она позволила Украине экспортировать более 30 млн т зерна и другой сельхозпродукции из трех черноморских портов в Одесской области. Россия и ООН подписали также отдельный меморандум, по которому ООН обязалась содействовать снятию препятствий для экспорта российского зерна и удобрений. МИД России считает, что меморандум не выполняется.
Сделка изначально была заключена на 120 дней и продлевалась на такой же срок дважды. Затем Россия объявила о продлении действия зерновой сделки на 60 дней, до 18 мая, пригрозив выходом, если в этот срок не будут выполнены ее требования, одним из которых было возобновление работы аммиаковода. 17 мая Россия согласилась продлить сделку с прежними параметрами на 60 дней «в ответ на обращения, прежде всего турецких партнеров как стороны договоренности», утверждал МИД.
Ранее, в мае, источник Reuters в украинском правительстве сообщил, что Киев рассмотрит возможность возобновления транзита российского аммиака через свою территорию для экспорта, только если зерновая сделка будет расширена: в нее включат больше украинских портов и товаров. Таким образом, Киев впервые выразил свою позицию по экспорту российского аммиака, утверждает Reuters.
В мае гендиректор «Уралхима» Дмитрий Коняев сказал Reuters, что новый аммиачный терминал, первый этап строительства которого должен быть завершен на Таманском полуострове на юге России к концу 2023 года, сможет заменить трубопровод «Тольятти — Одесса». По словам Коняева, на первом этапе таманский терминал сможет переваливать 1,5 млн т аммиака в год, а к концу 2025 года — 3,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида (азотное удобрение, также называемое мочевиной).
В свою очередь, директор аналитического агентства «СовЭкон» Андрей Сизов сказал Forbes, что новый терминал не сможет полностью заместить предыдущие маршруты через Украину и прибалтийские порты, по которым уходило более 4 млн т в год, но поможет российским экспортерам удобрений. «Экспорт российского аммиака действительно сильно упал в прошлом году из-за блокировки поставок по аммиакопроводу Тольятти — Одесса, — согласен руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. — Отгрузки через балтийские порты — Вентспилс в Латвии и Силламяэ в Эстонии — также проблематичны из-за отказов судовладельцев. Пустить выпадающие объемы по железной дороге малореально из-за ограничений на импорт в Европу, где многие отказываются покупать российские удобрения, а везти аммиак на восток вряд ли рентабельно. Поэтому проект в Тамани по перевалке аммиака и карбамида очень нужен и важен».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.