«Уралхим» строит терминал для экспорта аммиака: нужен ли теперь трубопровод до Одессы
Генеральный директор «Уралхима» Дмитрий Коняев сказал Reuters, что аммиачный терминал, первый этап строительства которого должен быть завершен на Таманском полуострове на юге России к концу 2023 года, сможет заменить трубопровод. «Это действительно может заместить объемы по перевалке аммиака, которые ранее предоставлял порт Южный в Одессе, — сказал Коняев в интервью агентству. — И, соответственно, дать российским производителям окно в мир с точки зрения отгрузки и торговли аммиаком». По словам Коняева, на первом этапе таманский терминал сможет переваливать 1,5 млн т аммиака в год, а к концу 2025 года — 3,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида (азотное удобрение, также называемое мочевиной).
Ранее сообщалось, что первая очередь терминала будет рассчитана на грузооборот до 2 млн т аммиака в год. «Это первый подобный объект в России, который входит в число приоритетных для инфраструктуры страны», — сказал вице-премьер и министр промышленности и торговли Денис Мантуров, посетив в марте площадку перевалочного комплекса. Совокупно в проект будет инвестировано 60 млрд рублей, основную часть взял на себя входящий в большую группу предприятий «Уралхима» «Тольяттиазот», сообщил министр.
Аммиакопровод Тольятти — Одесса протяженностью более 2000 км был построен в конце 1970-х — начале 1980-х годов для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня «Тольяттиазот») на экспорт. Само предприятие и трубопровод СССР помогали строить американцы. Трубы были сделаны по советскому заказу во Франции. По трубопроводу ежегодно прокачивалось до 2,5 млн т аммиака. Аммиакопровод был остановлен с началом «спецоперации»* 24 февраля 2022 года. «Конечно же, для «Тольяттиазота» это колоссальные убытки, это сотни миллионов долларов, — сказал Коняев Reuters. — Предприятие сейчас находится на уровне рентабельности. У «Тольяттиазота» семь агрегатов аммиака, сейчас работают два». В 2021 году по аммиакопроводу было прокачано 2,3 млн т аммиака, за которые украинская сторона получила от России $108 млн.
Зерновая сделка, также известная как Черноморская зерновая инициатива, позволила Украине экспортировать более 30 млн т зерна и другой сельхозпродукции из трех черноморских портов в Одесской области. Сделка была заключена Россией и Украиной при посредничестве Турции и ООН в Стамбуле 22 июля прошлого года на 120 дней. Она продлевалась на такой же срок дважды. Затем Россия объявила о продлении действия зерновой сделки на 60 дней, до 18 мая, пригрозив выходом, если в этот срок не будут выполнены ее требования, одним из которых было возобновление работы аммиакопровода.
Несмотря на то что эти условия не были приняты, Россия решила продлить сделку еще на 60 дней, до 17 июля, сохранив свои требования. «Украинская сторона смешивает большой набор политических условий с коммерческой сделкой — открытием аммиакопровода», — сказал Коняев в интервью. Киев рассмотрит возможность транзита российского аммиака при условии, если зерновая сделка будет расширена за счет включения большего количества украинских портов и более широкого спектра товаров, сообщил Reuters неназванный источник в украинском правительстве.
Новый терминал не сможет полностью заместить предыдущие маршруты через Украину и прибалтийские порты, по которым уходило более 4 млн т в год, но поможет российским экспортерам удобрений, сказал Forbes директор аналитического агентства «СовЭкон» Андрей Сизов.
«Экспорт российского аммиака действительно сильно упал в прошлом году из-за блокировки поставок по аммиакопроводу Тольятти — Одесса, — согласен руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. — Отгрузки через балтийские порты — Вентспилс в Латвии и Силламяэ в Эстонии — также проблематичны из-за отказов судовладельцев. Пустить выпадающие объемы по железной дороге малореально из-за ограничений на импорт в Европу, где многие отказываются покупать российские удобрения, а везти аммиак на восток вряд ли рентабельно. Поэтому проект в Тамани по перевалке аммиака и карбамида очень нужен и важен». Из морского порта удобрения могут пойти, например, в США и Южную Америку.
Красноженов говорит, что он плохо представляет перспективу возобновления работы аммиакопровода в ближайшее время. «Но даже если это как-то и когда-то произойдет, то иметь в наличии два терминала вполне логично, — считает Красноженов. — У российских производителей большое преимущество по себестоимости производства аммиака из-за низких цен на природный газ. Спрос на удобрения будет расти. Объемы найдут своего покупателя».
«В принципе России пока не стоит отказываться от требования перезапуска аммиакопровода Тольятти — Одесса, предусмотренного меморандумом между Россией и ООН, из политических соображений: необходимо обеспечить выполнение всех условий зерновой сделки, — полагает независимый эксперт Леонид Хазанов. — Перезапуск трубопровода позволил бы России вести экспорт аммиака, пока не будет введен в эксплуатацию терминал «Уралхима» в Тамани». Однако вряд ли в ближайшие месяцы стоит ждать рестарта аммиакопровода из-за противодействия властей Украины и их западных спонсоров полноценной реализации зерновой сделки, добавляет он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.